#Музыкальные жанры эпохи барокко
Музыкальные жанры эпохи барокко
Тег

Музыкальные жанры эпохи барокко

Музыкальные жанры эпохи барокко
Найденo 23 статьи
Жанры и формы. Техника композиции
Протестантский хорал
Протеста́нтский хора́л, в богослужении протестантов одноголосная хоровая церковная песня, а также её многоголосная (как правило, 4-голосная) моноритмическая обработка. В российском музыковедении обозначение «протестантский хорал» применяется преимущественно к церковной музыке немецких лютеран; духовные песнопения англикан и других протестантов обычно называют гимнами. Предназначался для пения всей общиной прихожан.
Музыка
Термины
Ноэль
Ноэ́ль, французская рождественская песня. Возникла во Франции в 15 в. как род паралитургической музыки и поэзии. Текст ноэля обычно разрабатывал тему поклонения пастухов из истории Рождества Христова. В академической музыке 19–20 вв. получили распространение романсы и арии на старинные тексты ноэлей (среди авторов – А. Адан), органные обработки напевов популярных ноэлей («Старый ноэль» С. Франка), стилизации ноэлей («Три ноэля» Ф. Мартена).
Музыка
Термины
Ламентации
Ламента́ции, жанр григорианского хорала и композиторской музыки на тексты Плача пророка Иеремии. Среди композиторов, сочинявших в жанре ламентаций: Г. Альберти, К. де Сермизи, К. Феста, Я. Аркадельт, К. де Моралес, Т. Таллис, Т. Крекийон, Р. Уайт, Т. Л. де Виктория, О. ди Лассо, Дж. П. да Палестрина, Э. де Кавальери, Г. Аллегри, Дж. Кариссими. В 20 в. к текстам плачей обращались К. Вайль («Recordare», 1923), Э. Кшенек («Lamentatio Jeremiae prophetae», 1942), Л. Бернстайн (вокальная симфония «Иеремия», 1942), И. Ф. Стравинский («Threni», 1958), В. И. Мартынов (оратория «Плач Иеремии», 1992).
Музыка
Направления, стили, жанры в музыке
Сайнета
Сайне́та (исп. saineta), испанский сценический жанр эпохи барокко, преимущественно комического содержания, родственный театральным интермедиям. Исполнялся в одном представлении с более крупным театральным жанром, обычно в конце. Состоял из разговорных диалогов, чередующихся с музыкальными фрагментами. Если в 17 в. музыкальная составляющая могла ограничиваться 1–2 номерами, в 18 в. её роль существенно усиливается. Среди авторов музыки к сайнетам 18 в.: А. де Литерес, Х. де Небра, Блас де Ласерна (1751–1816). В конце 19 в. сайнета стала синонимом сарсуэлы, которая, в свою очередь, в этот период часто представляла собой разновидность водевиля.
Музыка
Термины
Павана
Пава́на, европейский придворный танец и жанр инструментальной музыки 16–17 вв. Имеет итальянское происхождение. Отличалась величественным характером и сдержанным темпом. Музыка обычно в двудольном размере. Павана нередко объединялась с быстрыми трёхдольными танцами – сальтареллой или гальярдой. Позднее стала открывать инструментальные сюиты. В 16–17 вв. паваны писали композиторы разных стран: А. де Кабесон, У. Бёрд, Л. Куперен и др. Стилизации паван нередки в музыке конца 19 и 20 вв.: «Павана» для оркестра и хора op. 50 Г. Форе (1887), «Павана на смерть инфанты» М. Равеля (1899), павана из Симфонических гравюр «Дон Кихот» (1960) К. Караева и др.
Музыка
Жанры и формы. Техника композиции
Пассамеццо
Пассаме́ццо, жанр танцевальной и инструментальной музыки в Европе 16–17 вв. Возникло в Италии, затем приобрело известность в других странах Западной Европы. Различают «старинное» пассамеццо (итал. passamezzo antico) и «современное» (итал. passamezzo moderno). В основе каждого из них лежит соответствующая остинатная гармоническая модель. Пассамеццо писали А. Габриели, Б. Марини, Дж. Б. Витали, Х. Нейзидлер, C. Шейдт, У. Бёрд и др.
Музыка
1
2
3