#Музыкальные жанры эпохи бароккоМузыкальные жанры эпохи бароккоИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегМузыкальные жанры эпохи бароккоМузыкальные жанры эпохи бароккоНайденo 24 статьиНаправления, стили, жанры в музыкеНаправления, стили, жанры в музыке ТьентоТье́нто, жанр испанской инструментальной музыки 16–17 вв. Полифоническая пьеса, родственная итальянскому ричеркару, чаще всего 4-голосная, на одну или несколько тем, которые могли быть как вновь сочинёнными, так и заимствованными. Со 2-й половины 16 в. жанр закрепился как органный. В 17 в. появились его новые разновидности – с активным применением диссонансов или с выделением верхнего или нижнего голоса. Важнейшие авторы тьенто: А. де Кабесон, С. Агилера де Эредия, Ф. Корреа де Араухо, П. Бруна, Х. Б. Кабанильес.Термины КонцертиноКонцерти́но, 1) группа солистов в кончерто гроссо. Применительно к барочной музыке более корректный термин – «кончертино»; 2) музыкальное произведение, разновидность концерта, от которого отличается меньшими размерами частей цикла и/или уменьшенным составом оркестра. Пьеса для солиста в сопровождении оркестра широко используется в композиторской практике начиная с эпохи романтизма, один из наиболее известных примеров – Концертино ми-бемоль мажор op. 26 К. М. фон Вебера (1811).Жанры и формы. Техника композиции Протестантский хоралПротеста́нтский хора́л, в богослужении протестантов одноголосная хоровая церковная песня, а также её многоголосная (как правило, 4-голосная) моноритмическая обработка. В российском музыковедении обозначение «протестантский хорал» применяется преимущественно к церковной музыке немецких лютеран; духовные песнопения англикан и других протестантов обычно называют гимнами. Предназначался для пения всей общиной прихожан.Термины НоэльНоэ́ль, французская рождественская песня. Возникла во Франции в 15 в. как род паралитургической музыки и поэзии. Текст ноэля обычно разрабатывал тему поклонения пастухов из истории Рождества Христова. В академической музыке 19–20 вв. получили распространение романсы и арии на старинные тексты ноэлей (среди авторов – А. Адан), органные обработки напевов популярных ноэлей («Старый ноэль» С. Франка), стилизации ноэлей («Три ноэля» Ф. Мартена).Термины ЛаментацииЛамента́ции, жанр григорианского хорала и композиторской музыки на тексты Плача пророка Иеремии. Среди композиторов, сочинявших в жанре ламентаций: Г. Альберти, К. де Сермизи, К. Феста, Я. Аркадельт, К. де Моралес, Т. Таллис, Т. Крекийон, Р. Уайт, Т. Л. де Виктория, О. ди Лассо, Дж. П. да Палестрина, Э. де Кавальери, Г. Аллегри, Дж. Кариссими. В 20 в. к текстам плачей обращались К. Вайль («Recordare», 1923), Э. Кшенек («Lamentatio Jeremiae prophetae», 1942), Л. Бернстайн (вокальная симфония «Иеремия», 1942), И. Ф. Стравинский («Threni», 1958), В. И. Мартынов (оратория «Плач Иеремии», 1992).Термины АнтемАнте́м, жанр вокальной многоголосной музыки (в том числе с инструментальным сопровождением) с текстом духовной тематики на английском языке. Распространён в Англии в середине 16 – конце 17 вв. и в США с середины 18 в. Известные примеры антемов – «If ye love me» Т. Таллиса, «Christ rising again» У. Бёрда, «Rejoice in the Lord» и «My heart is inditing» Г. Пёрселла, «Hear my prayer, o God» Ф. Мендельсона.Направления, стили, жанры в музыке СайнетаСайне́та (исп. saineta), испанский сценический жанр эпохи барокко, преимущественно комического содержания, родственный театральным интермедиям. Исполнялся в одном представлении с более крупным театральным жанром, обычно в конце. Состоял из разговорных диалогов, чередующихся с музыкальными фрагментами. Если в 17 в. музыкальная составляющая могла ограничиваться 1–2 номерами, в 18 в. её роль существенно усиливается. Среди авторов музыки к сайнетам 18 в.: А. де Литерес, Х. де Небра, Блас де Ласерна (1751–1816). В конце 19 в. сайнета стала синонимом сарсуэлы, которая, в свою очередь, в этот период часто представляла собой разновидность водевиля.Направления, стили, жанры в музыке ПассакалияПассака́лия, жанр инструментальной музыки и связанная с ним разновидность вариационной формы. Обычно написана в форме вариаций на бассо остинато с первоначальным изложением одноголосной темы в басу. Получила особое распространение в эпоху барокко наряду с близкими жанрами – чаконой и граундом.Жанры и формы. Техника композиции ЧаконаЧако́на, жанр инструментальной музыки и связанная с ним разновидность вариационной формы на бассо остинато. Близка пассакалии и граунду. Среди значительных образцов, созданных в эпоху барокко, сочинения К. Монтеверди, Ф. Куперена, Г. Пёрселла, И. С. Баха.Термины ПаванаПава́на, европейский придворный танец и жанр инструментальной музыки 16–17 вв. Имеет итальянское происхождение. Отличалась величественным характером и сдержанным темпом. Музыка обычно в двудольном размере. Павана нередко объединялась с быстрыми трёхдольными танцами – сальтареллой или гальярдой. Позднее стала открывать инструментальные сюиты. В 16–17 вв. паваны писали композиторы разных стран: А. де Кабесон, У. Бёрд, Л. Куперен и др. Стилизации паван нередки в музыке конца 19 и 20 вв.: «Павана» для оркестра и хора op. 50 Г. Форе (1887), «Павана на смерть инфанты» М. Равеля (1899), павана из Симфонических гравюр «Дон Кихот» (1960) К. Караева и др. 123