Виадана Лодовико
Виада́на Лодови́ко (Lodovico Viadana) (около 1560, Виадана, Мантуанское герцогство, ныне провинция Мантуя – 2.5.1627, Гуальтьери, Папская область, ныне провинция Реджо-нель-Эмилия), итальянский композитор.
Не позднее 1593 г. вступил в орден францисканцев. Предположительно, учился у К. Порты в Болонье. Не позднее 1594 г. и до 1597 г. капельмейстер кафедрального собора в Мантуе, затем, вероятно, жил в Риме и Падуе. В 1602–1603 гг. капельмейстер в кафедральном соборе Реджо-Эмилии, в 1608–1609 гг. – в Конкордии (близ Венеции), в 1609–1612 гг. – в Фано. В 1614 г. занял в ордене ответственный административный пост – дефинитора провинции Болонья, который оставил в 1616 или в 1617 г. из-за разногласий с братьями. Последние годы жизни провёл в уединении, удалившись в монастырь Святого Андрея в Гуальтьери.
Писал преимущественно духовную вокальную музыку, в том числе мессы (1596; здесь и далее в скобках – дата первой публикации сборника указанного жанра) и мотеты (1597), заупокойный оффиций и реквием (1600, 1604), 24 Credo (1619), Римский комплеторий (три сборника: 1597, 1606 и 1609), Плачи пророка Иеремии (1609; см. Ламентации) и респонсории к нему (1609; см. Tenebrae), магнификаты, литании (1605), фобурдоны (1596, 1612), церковные концерты для голоса соло, дуэта, терцета и квартета голосов (четыре сборника: 1602, 1607, 1609, 1614).
Основные светские сочинения Л. Виаданы опубликованы в двух сборниках канцонетт (1590, 1594) и в сборнике инструментальных канцон «Музыкальные симфонии» («Sinfonie musicali», 1610). Каждую из 18 пьес последнего композитор снабдил программным заголовком, образованным от итальянского топонима: «La Romana», «La Florentina», «La Milanese», «La Napolitana» и т. д.
В духовной [впервые в сборнике «Сто церковных концертов» («Cento concerti ecclesiastici», 1602)] и светской музыке применял новаторскую технику композиции на основе бассо континуо. Иногда использовал многохорный венецианский стиль, как, например, в сборнике «Псалмы на 4 хора» («Salmi a 4 cori», с подробными инструкциями для исполнителей; 1612). Безупречно владел техникой имитационной полифонии, хотя и не злоупотреблял сложными приёмами. Стремясь к максимальной ясности молитвословного текста (в русле решений Тридентского собора), часто использовал моноритмическую фактуру (лучше всего эта тенденция просматривается в его фобурдонах) либо комбинировал её с имитационной (как в популярном мотете «Exsultate justi in Domino»). С переменным успехом писал и в новом гомофонном складе, наиболее значительный художественный результат – одноголосные церковные концерты (1614).