Индекс Герфиндаля
И́ндекс Герфи́ндаля, наиболее распространённый показатель концентрации рынка. Рассчитывается как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нём продавцами:
,
где Di – доля на рассматриваемом товарном рынке i-го хозяйствующего субъекта – продавца, выраженная в процентах; i = 1, 2, …, m. Di= Vi/Vm , где Vi – объём реализации (поставки) товара каждым продавцом.
В соответствии с различными значениями индекса Герфиндаля выделяются 3 типа рынка:
I тип – высококонцентрированные рынки: 2000 < HI < 10 000;
II тип – умеренно концентрированные рынки: 1000 < HI < 2000;
III тип – низкоконцентрированные рынки: HI < 1000.
Максимальное значение индекса в условиях 100%-ной монополии равно 10 000. Органы, проводящие антимонопольную политику, особое внимание уделяют отраслям со значением индекса выше 1400. От прочих показателей концентрации индекс Герфиндаля отличается тем, что учитывает различие предприятий в размерах, приводящее к усилению рыночной власти наиболее крупных компаний. Так, отрасль, где действуют только два предприятия, делящие рынок в пропорции 50/50, характеризуется индексом Герфиндаля, равным 5000, а отрасль, где те же два предприятия делят рынок в соотношении 90/10, – 8200.