Кончаловский Пётр Петрович
Кончало́вский Пётр Петро́вич [9(21).2.1876, Славянск – 2.2.1956, Москва], российский живописец, график, театральный художник, педагог, заслуженный работник искусств РСФСР (1926), народный художник РСФСР (1946), действительный член Академии художеств СССР (1947).
Родился в семье известного переводчика и книгоиздателя Петра Петровича Кончаловского и его жены Виктории Тимофеевны Кончаловской (урождённой Лойко; 1841–1912). Единокровный брат Максима Петровича Кончаловского и Дмитрия Петровича Кончаловского (1878–1952).
Первоначальное художественное образование получил в 1880-е гг. в Рисовальной художественной школе М. Д. Раевской-Ивановой в Харькове. В 1889 г. семья переехала в Москву, где Кончаловский занимался живописью и рисунком на вечерних классах у В. Д. Сухова в Строгановском Центральном училище технического рисования (1889–1895). Благодаря литературной и издательской деятельности отца, предпринявшего издание иллюстрированных собраний сочинений М. Ю. Лермонтова (1891) и А. С. Пушкина (1899), Кончаловский познакомился с известными художниками: В. И. Суриковым, И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, А. М. Васнецовым, В. А. Серовым, М. А. Врубелем, И. И. Левитаном, К. А. Коровиным и др. По настоянию отца в 1896 г. поступил на отделение естественных наук физико-математического факультета Московского университета, в тот же год по рекомендации Коровина уехал в Париж, где посещал частную художественную студию – Академию Жюлиана (1896–1898). Вернувшись в Россию осенью 1898 г., Кончаловский поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, где учился у В. Е. Савинского, И. И. Творожникова и Г. Р. Залемана (1898–1900). В 1900 г. перешёл в мастерскую батальной живописи П. О. Ковалевского. В академические годы занимался оформлением студенческих и любительских постановок.
10(23) февраля 1902 г. женился на дочери В. И. Сурикова Ольге Васильевне (1878–1958). В 1902–1904 гг. жил с ней в Красноярске, где писал этюды. На 10-й выставке картин Московского товарищества художников (1903) экспонировал сибирские работы. По итогам поездки на Север (Архангельск, Мурманск, Кандалакша) была написана конкурсная картина «Рыбаки тянут сети» (не сохранилась), за которую в 1907 г. Кончаловский получил звание художника. В эти годы он познакомился с И. И. Машковым, началась их многолетняя дружба. Частная художественная студия Машкова с 1904 г. готовила будущих художников к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, и c 1911 г. она стала называться «Студия рисования и живописи Петра Кончаловского и Ильи Машкова» (закрылась в сентябре 1917). Впоследствии в студии размещалось правление объединения «Бубновый валет». С 1905 г. работал для театра, исполнял эскизы декораций и костюмов для Оперы С. И. Зимина. В 1907 г., по утверждению Кончаловского, началась его самостоятельная художественная деятельность, в этот год он создал первые этюды в импрессионистической манере.
В декабре 1907 г. семья Кончаловских переехала жить во Францию (Париж, Арль, Сент-Максим, Ле-Лаванду, Немур), где пробыла до января 1909 г. В Париже сильное влияние на художника оказало творчество постимпрессионистов: В. Ван Гога, П. Сезанна, П. Гогена. Картины Кончаловского этого времени – виды средиземноморских деревушек и средневековых городов, картины «Сан-Максим. Пальмы» (1907–1908, собрание семьи художника), «Немур. Франция» (1908, Третьяковская галерея, Москва) и другие написаны под непосредственным впечатлением от живописи французских импрессионистов. В пейзажах Кончаловский стремился подчеркнуть органичное единство южнофранцузской природы, с её оливковыми деревьями и ультрамариновым небом. Во Франции участвовал в выставках Салона Марсова поля (1908), Салона независимых (1908, 1910–1912), Осеннего салона (1908, 1910, 1912).
В сентябре 1909 г. познакомился с А. В. Лентуловым, с которым обсуждал план создания нового общества художников, в противовес царившим в то время «Голубой розе» и «Золотому руну». Вместе с В. И. Суриковым в 1910 г. путешествовал по Испании (Мадрид, Толедо, Гранада, Севилья, Валенсия, Барселона). В Барселоне посещал корриду с участием знаменитых матадоров – П. Лопеса и К. Ломбардини, под впечатлением от этого зрелища написал ряд картин на тему боя быков. В декабре 1910 г. в Москве открылась выставка «Бубновый валет», организованная М. Ф. Ларионовым, где были представлены художники русского авангардного движения. Она проходила под знаком увлечения иконой, лубком, вывеской, что было характерно для группы Ларионова, и под влиянием П. Сезанна и А. Матисса, что было определяющим для Лентулова, Машкова и Кончаловского. Выставка вызвала нападки в прессе, скандалы и споры. Её программным произведением была картина Машкова «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского» (1910, Русский музей, Санкт-Петербург). Кончаловский показал там созданные в Испании и Франции в 1910 г. произведения: «Любитель боя быков», «Прогулка могильщика» (оба – частное собрание), «Комната в Испании» (Третьяковская галерея), «Бой быков» (собрание семьи художника). Был представлен и портрет художника Г. Б. Якулова работы Кончаловского (1910, Третьяковская галерея), привлёкший внимание зрителей и критиков: по словам последнего, полотно было написано им после возвращения из Испании, когда он чувствовал себя уже уверенным живописцем. В портрете отражена самобытность личности Якулова, живописная мощь его образа.
После выставки среди её участников произошёл раскол: Ларионов образовал группу «Ослиный хвост», Кончаловский организовал объединение «Бубновый валет» (в 1911–1916 председатель его правления) и выступал бессменным председателем диспутов «О современном искусстве», регулярно устраивавшихся объединением в 1912–1914 гг. в Политехническом музее с целью разъяснения публике принципов новейшей русской живописи. В 1912 г. Кончаловский и Машков получили приглашение к участию в Выставке новейших течений современной живописи («Moderne Kunst Kring») в Амстердаме (прошла в 1913), где показывали свои работы П. Пикассо, А. Ле Фоконье, Ж. Брак и другие, с правом выставить без жюри по 12 работ. Кончаловский экспонировал портрет Якулова, «Автопортрет в сером» (1911), большой «Семейный портрет (сиенский)» (1912, оба – Третьяковская галерея) и несколько пейзажей и натюрмортов. В 1912–1913 гг. совершил поездку на юг Франции, в г. Касис, где создал около десяти картин: виды порта, морских берегов, скал и гор.
В России участвовал в выставках «Салона Маковского» (1909), Нового общества художников (1907–1909), в 3-й выставке картин «Золотое руно» (1909–1910), в выставках Московского товарищества художников (1903, 1905, 1911), Московского салона (1911), «Союза молодёжи» (1911) и др.
С начала Первой мировой войны 1914–1918 гг. мобилизован, участвовал в боевых действиях в составе 8-й Сибирской парковой стрелковой артиллерийской бригады, подпоручик (не позднее января 1917). В 1915 г. контужен и эвакуирован для лечения в тыл. За участие в боевых действиях награждён орденами Святого Станислава 3-й (1915) и 2-й (1916) степеней, Святой Анны 3-й степени (1917).
В марте 1916 г. Машков и Кончаловский покинули «Бубновый валет» и вступили в объединение «Мир искусства» (Кончаловский участвовал в его выставках в 1911–1922). В этой связи А. Н. Бенуа опубликовал статью «Машков и Кончаловский» в газете «Речь» (15 апреля 1916, № 102). Советом Третьяковской галереи был приобретён «Портрет Н. П. Кончаловской, дочери художника» (1915–1916).
После Октябрьской революции 1917 г. сотрудничал с Советом рабочих и солдатских депутатов, работал в Художественной комиссии. В октябре 1918 г. совместно с Лентуловым и П. В. Кузнецовым был избран руководителем живописной мастерской во 2-х Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ; с 1920 – Вхутемас; до 1921). В 1926–1929 гг. преподавал на театрально-декорационном отделении во Вхутемасе – Вхутеине и на рабфаке искусств. Среди его учеников: С. А. Богданов, П. В. Вильямс, А. А. Лабас, А. А. Лебедев-Шуйский и др. Участвовал в 5-й Государственной выставке (1918–1919), в 1-й выставке Общества молодых художников (1919), выставке «Бытие» (1926–1927; все – в Москве).
В 1920–1921 гг. работал как сценограф для Большого театра, в том числе выполнил эскизы декораций и костюмов к постановке оперы Ж. Бизе «Кармен». В апреле 1922 г. открылась первая персональная выставка Кончаловского в Третьяковской галерее, на которой было представлено 165 произведений, созданных в 1907–1921 гг. В 1923 г. в книгоиздательстве «Творчество» вышла в свет первая монография о художнике – авторства П. П. Муратова. В июне 1924 г. Кончаловский участвовал в 14-й Венецианской биеннале – в русской секции, где ему был отведён целый зал. Он представил 13 работ, среди которых: «Агава» (1916), «Автопортрет с женой» (1923; обе – Третьяковская галерея), «Семейный портрет» (1923–1924; приобретён Международной галереей современного искусства в Венеции). Исследователи творчества Кончаловского отмечают влияние произведений старых мастеров (Тинторетто и особенно Рембрандта) на его работы этого времени – «Перед зеркалом» (1923, Третьяковская галерея) и др.
В 1924–1925 гг. совершил последнюю поездку за границу: в Италию, где создал серию пейзажей, видов Неаполя, Сорренто, Рима, Венеции, затем – в Париж и Лондон. В 1925 г. состоялась персональная выставка художника в Париже. В том же году участвовал в Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже (в павильоне СССР).
После возвращения из Европы жил с семьёй в Новгороде (ныне Великий Новгород), создал серию изображений архитектурных памятников. На третьей персональной выставке картин и рисунков в Цветковской галерее в Москве вместе с итальянскими архитектурными пейзажами – «Площадь Святого Петра. Рим», «Колонна Траяна. Рим», «Марк Аврелий. (Рим. Капитолий)» (все – 1924, Третьяковская галерея), «Венеция. Дворец дожей», «Венеция. Палаццо Ка-д'Оро» (оба – 1924, собрание семьи художника) – были показаны и новгородские картины: «Детинец» (1925, Русский музей), «Софийский собор», «Кремль в Новгороде» (обе – 1925, собрание семьи художника) и др.
В 1927 г. 17 работ Кончаловского были включены в выставку произведений художников объединения «Бубновый валет» в Третьяковской галерее. В марте того же года состоялась четвёртая персональная выставка художника – в Историческом музее в Москве. Она включала произведения, созданные в 1926–1927 гг.: «Автопортрет с бритвой» (1926, Третьяковская галерея), «Новгород. Возвращение с ярмарки» (1926; Научно-художественный музей коневодства, Москва); «Портрет Иокой-сана» (1927) и «Портрет Хашимото-сана» (1927; оба были заказаны японской стороной для «Передвижной выставки советского искусства в Японии», состоялась в мае – августе 1927 в городах Токио, Осака и Нагоя).
Принял участие в организации Общества московских художников (ОМХ), соединившего бывших членов объединений «Бубновый валет», «Крыло», «Маковец» и ряд молодых художников (1927). На пятой персональной выставке Кончаловского – в Камерном театре в Москве – были представлены работы за 1927–1928 гг., которые свидетельствовали о художественном обновлении и тематическом обогащении творчества художника. В этих картинах общая концепция подчинена гармонии целого, упорядоченности композиции, лёгкости манеры письма. Вслед за натюрмортами, среднерусскими весенне-летними пейзажами (Абрамцево, Новгород и др.) были впервые показаны его виды Кавказа, выполненные в 1927 г.
Летом 1929 г. работал в Крыму, в Балаклаве, где написал картины «Балкон с виноградом», «Листья табака» (обе – собрание семьи художника), «Виноград на тарелке» (Русский музей). Весь 1931 г. был посвящён созданию картины «Пушкин» (1931–1940, Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург), которая экспонировалась в 1933 г. на восьмой персональной выставке – в залах Всекохудожника на улице Кузнецкий мост в Москве.
В 1932 г. приобрёл у А. И. Трояновской главный дом усадьбы Бугры (ныне в черте г. Обнинск), ныне известный как «Дача Кончаловского». В 1933–1955 гг. создал более 100 портретов выдающихся деятелей культуры, среди которых: С. С. Прокофьев, В. В. Софроницкий, А. И. Степанова, Н. С. Голованов, В. Э. Мейерхольд, А. Н. Толстой, К. М. Симонов, В. Г. Дулова, А. П. Довженко, С. Я. Маршак, Б. Н. Яковлев, А. И. Хачатурян, З. А. Долуханова, пианисты А. Корто, К. Цекки, А. Санчес и др.
В связи с 65-летием со дня рождения и 35-летием творческой деятельности в 1941 г. состоялась его десятая персональная выставка – в залах Всекохудожника.
В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. художник с семьёй оставался в Москве, продолжал много работать, писал пейзажи, натюрморты, портреты родных.
В последние годы Кончаловский увлечённо писал натюрморты, предпочитая цветочные композиции, изображал цветущие сады: «Пионы у окна» (1948), многочисленные вариации «Сирени», «Флоксы на дорожке» (все – 1955, собрание семьи художника), «Маки» (1955, частное собрание). В его поздних произведениях много солнца и воздуха, колорит сочный, краски яркие, предметы рельефны и выпуклы. Одна из особенностей позднего периода творчества Кончаловского – ощущение радости жизни, передача бодрого и мажорного настроения. Его картины наполнены пафосом силы и жизнерадостности.
Всего при жизни художника прошло 15 его персональных выставок.
Почётный член Общества Поля Сезанна (1924, Франция).
Лауреат Сталинской премии 1-й степени за 1942 г. за многолетнюю творческую деятельность (вручена в 1943).
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1946).
Похоронен на Старой территории Новодевичьего кладбища в Москве.
Большие мемориальные выставки работ художника прошли в 1956 г. в Москве и Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
Дети П. П. Кончаловского – Наталья Петровна Кончаловская, Михаил Петрович Кончаловский. Внуки – Андрей Сергеевич Кончаловский, Никита Сергеевич Михалков.