Лабас Александр Аркадьевич
Лаба́с Алекса́ндр Арка́дьевич [19.2(3.3).1900, Смоленск – 30.8.1983, Москва], российский живописец, график, сценограф.
Учился в художественной студии В. И. Мушкетова в Смоленске (1908–1910), затем в Москве – в Строгановском училище (с 1912; ныне Российский государственный художественно-промышленный университет имени С. Г. Строганова) у Д. А. Щербиновского, Ф. Ф. Федоровского, С. В. Ноаковского; в частных студиях Ф. И. Рерберга (1915–1916), И. И. Машкова (1916); в Государственных свободных художественных мастерских у П. П. Кончаловского (1917). В 1919–1920 гг. пошёл добровольцем в Красную Армию; после демобилизации окончил Вхутемас (1921–1924), где учился у Д. П. Штеренберга. Член московской группы «проекционистов» «Метод» (1922–1925), член-учредитель Общества художников-станковистов (ОСТ; 1925–1932).
Работам Лабаса свойственны напряжённая динамика, передающая мимолётность движения, эскизная свобода письма в сочетании с мечтательно-романтическими настроениями. Он использовал характерные для ОСТа приёмы экспрессионизма, пространственно-временнóго и психологического монтажа. В своём творчестве стремился передать восторженное отношение к достижениям индустриальной эпохи, одновременно – лирику «старых человеческих чувств»: картины «Вечером в городе» (1922), «В полёте» (1926), «В кабине аэроплана» (1928; все – Третьяковская галерея, Москва), «Поезд идёт» (1929), «Дирижабль и детдом» (1930; обе – Русский музей, Санкт-Петербург), «Первый советский дирижабль» (1931, Третьяковская галерея); виды Абрамцева, Смоленска, Риги, Ялты; монументальные панно, воспевающие научно-технический прогресс («Полёт на луну» и «Город будущего» для московского Дома пионеров, 1935, не сохранились; «Авиация СССР» для павильона СССР на Всемирной выставке 1937 в Париже).
Исполнял также разнообразные диорамы и панорамы [«Одиннадцать советских республик» – цикл диорам для зала Конституции в Главном павильоне ВСХВ (1938–1941, совместно с М. М. Плаксиным); панорамы «Возрождающийся Сталинград» для Всесоюзной строительной выставки (1945) и «Разрушенный и восстановленный Сталинград» для Всемирной выставки 1958 в Брюсселе]. Работал в области сценографии [«Армия мира» Ю. В. Никулина в Театре имени М. Н. Ермоловой в Москве, ныне Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой), 1932, и др.].
Преподавал в Екатеринбургском художественном институте (1920–1921), во Вхутемасе (с 1926 Вхутеин) в Москве (1924–1929).