Общество московских художников
О́бщество моско́вских худо́жников (ОМХ), российское художественное объединение.
Возникло в 1927 г. в результате объединения бывших членов обществ художников «Московские живописцы» (1924–1925, основано бывшими членами объединения «Бубновый валет»), «Маковец» и «Бытие» (1921–1930, образовано в Москве группой выпускников Вхутемаса). В 1928 г. к ним присоединилась группа художников «Крыло» (1926–1928; основано учениками А. А. Осмёркина) в качестве автономной молодёжной секции (ОМХ-2; до 1929).
Ведущая роль в ОМХ первоначально принадлежала бывшим «бубнововалетцам» и их последователям. Члены-учредители: С. В. Герасимов, И. Э. Грабарь (первый председатель правления), А. Д. Древин, И. Ф. Завьялов, К. К. Зефиров, Б. Д. Королёв, А. В. Лентулов (председатель правления с 1929), Н. Х. Максимов, Н. Н. Масленников, И. И. Машков, А. А. Осмёркин, С. И. Петров, М. С. Родионов, В. В. Рождественский, Н. А. Удальцова, Р. Р. Фальк, В. Ф. Франкетти, В. Л. Храковский, И. И. Чекмазов. Состав ОМХ постоянно увеличивался за счёт бывших членов московских обществ «Цех живописцев», «Четыре искусства», «Рост», «Жар-Цвет» и др. Среди 67 действительных членов ОМХ (1930) – А. И. Кравченко, Н. П. Крымов, А. В. Куприн, В. В. Почиталов, В. Ф. Рындин, А. В. Фонвизин, Н. М. Чернышёв, А. В. Шевченко, Н. И. Шестаков, В. Р. Эйгес.
Устав ОМХ (1928) декларировал «поднятие и развитие художественной культуры РСФСР, а также приближение её к массам», необходимость «художественного отображения жизни и идей советской современности в живописных пластических формах нового реализма». Тем не менее общество не имело единой художественной платформы: объединяя многих крупных мастеров разных художественных течений, оно скорее представляло современную московскую школу живописи в целом, во всём разнообразии стилей и направлений. Творчество членов ОМХ оставалось в рамках традиционных жанров, среди которых преобладали пейзаж и натюрморт.
ОМХ организовало две отчётные выставки (1928 и 1929), ряд передвижных выставок, его члены участвовали в выставке советского искусства в Нью-Йорке (1929). В марте 1928 г. при ОМХ созданы художественно-производственные мастерские (МАСТОМХ), где исполнялись плакаты, проекты оформления общественных зданий, издавались открытки, репродукции и др.
Деятельность ОМХ подвергалась нападкам со стороны идеологов Ассоциации художников революции (АХР) и объединения «Октябрь». Резолюция сектора искусств Народного комиссариата просвещения (1930) предписывала ОМХ усилить политико-воспитательную работу среди своих членов и провести «классовую дифференциацию». В начале 1931 г. большая группа членов ОМХ перешла в АХР; общество существовало до постановления ЦК ВКП(б) 1932 г., ликвидировавшего все существующие группировки.