Государственные свободные художественные мастерские в Москве
Государственные свободные художественные мастерские в Москве. Организованы 5 сентября 1918 г. как Свободные государственные художественные мастерские (СГХМ) на основе Строгановского художественно-промышленного училища (ныне Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова) (1-е CГХМ, улица Рождественка, 11) и Московского училища живописи, ваяния и зодчества (2-е СГХМ, Мясницкая улица, 21); 4 декабря 1918 г. были переименованы в Государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ). Созданию мастерских предшествовали студенческие волнения под лозунгом «Да здравствует свободное от политики искусство!» (март 1917) и Всероссийская конференция учащихся искусству (24 апреля 1918), на которой выдвинуто требование создания Свободной художественной школы. Перестройкой системы художественного образования занимался отдел ИЗО Наркомпроса во главе с Д. П. Штеренбергом, в состав отдела входили В. В. Кандинский, С. В. Ноаковский, И. И. Машков, О. В. Розанова, В. Е. Татлин и др. На открытии 2-х ГСХМ (13.12.1918) речь произнесли нарком просвещения РСФСР А. В. Луначарский, уполномоченные от 1-х ГСХМ А. В. Лентулов и от 2-х ГСХМ Машков. Машков сформулировал основной принцип работы ГСХМ: «духовная автономия каждой мастерской» (Адаскина Н. Л. Выборы преподавателей во II ГСХМ // Свободные государственные художественные мастерские. Москва, 2018. С. 57).
1-е и 2-е ГСХМ управлялись Советами главных мастеров. В основе организационной структуры – мастерские в соответствии с диапазоном актуальных художественных течений: реализм, импрессионизм, неоимпрессионизм (постимпрессионизм), кубофутуризм (футуризм), супрематизм. Руководители мастерских выбирались учащимися (предложения подготовлены отделом ИЗО Наркомпроса и общим собранием учащихся). Выборы состоялись в октябре 1918 г. Наркомпрос следил за равновесием представителей разных направлений. В 1-х ГСХМ живописные мастерские вели П. П. Кончаловский, Лентулов, Ф. Ф. Федоровский, И. С. Федотов, Н. А. Удальцова, М. Ф. Шемякин; скульптурную – А. В. Бабичев; архитектурные – Л. А. Веснин, Ф. О. Шехтель, С. Е. Чернышёв. Помимо общих мастерских был ряд специальных: графическая (И. Н. Павлов, В. Д. Фалилеев, В. Н. Масютин), ткацкая, плакатная, эмалевая, фарфоровая, набивная, металлическая, резчицкая.
Во 2-х ГСХМ руководителями по живописному отделению были утверждены А. Е. Архипов, Кандинский, К. А. Коровин, П. В. Кузнецов, К. С. Малевич, С. В. Малютин, Машков, А. А. Моргунов, В. В. Рождественский, Татлин, Р. Р. Фальк; по скульптурному – А. Архипенко, С. М. Волнухин, А. С. Голубкина, С. Т. Конёнков, А. Т. Матвеев; по архитектурному – И. В. Жолтовский, И. В. Рыльский, А. В. Щусев. Состав мастеров и подмастерьев (ассистентов) менялся. Часть мастеров преподавали одновременно в 1-м и 2-м ГСХМ. Студенты могли заниматься в мастерской без руководителя (при численности не менее 20). В феврале 1919 г. студенты 2-го ГСХМ были приглашены параллельно работать в производственных мастерских 1-х ГСХМ. В марте 1919 г. во 2-х ГСХМ организованы художественно-технические лаборатории.
В августе – сентябре 1919 г. Совет мастеров 2-х ГСХМ был распущен. Вместо него создан Временный комитет под руководством О. М. Брика. В июле принято решение об объединении 1-х и 2-х ГСХМ. Скульптор Е. В. Равдель назначен уполномоченным 2-х ГСХМ (8 июля 1920), 1-х ГСХМ (10 июля 1920), а затем – первым ректором созданных на их основе Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас).