#Художественный авангард 1910-х – 1920-х гг.
Художественный авангард 1910-х – 1920-х гг.
Тег

Художественный авангард 1910-х – 1920-х гг.

Художественный авангард 1910-х – 1920-х гг.
Найденo 23 статьи
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Неопластицизм
Неопластици́зм, живописная система геометрической абстракции в изобразительном искусстве 20 в., разработанная в 1912–1917 гг. П. Мондрианом. Стремясь к «денатурализации форм», выявлению в природе первичной схемы, Мондриан свёл художественные средства к нескольким элементам: взаимно перпендикулярные линии образуют решётку, ячейки которой заполняются тремя чистыми основными цветами (красный, синий, жёлтый) или остаются пустыми. Идеи неопластицизма оказали значительное влияние на развитие геометрической абстракции в европейском и американском искусстве. Под его влиянием сформировался архитектурно-дизайнерский стиль группы «Де Стейл».
Пит Мондриан. Композиция: красное, жёлтое, синее и чёрное. 1921
Фотографы
Лангман Елеазар Михайлович
Ла́нгман Елеаза́р Миха́йлович (1895–1940), российский фотограф-документалист. Один из пионеров направления новое видение. Использовал приёмы авангардной фотографии в фоторепортаже (новостройки, заводы, колхозы): применял динамичное диагональное построение, смещение композиционного центра, утрированную перспективу и т. д. По заданию издательства «Изогиз» в 1930-е гг. делал съёмки новостроек Украины, на московском заводе «Динамо» и Краматорском машиностроительном заводе, в совхозах и колхозах. Входил в жюри фотовыставок, организованных Всесоюзным обществом культурной связи с заграницей (ВОКС) в конце 1930-х гг.; член президиума фотосекции Профсоюза кинофотоработников.
Пушкинская площадь. 1935
Живописцы
Осмёркин Александр Александрович
Осмёркин Алекса́ндр Алекса́ндрович (1892–1953), российский живописец, сценограф. Экспонент выставок объединений «Бубновый валет» (1914), «Мир искусства» (1917–1918; член – в 1920–1922), «Московские живописцы» (1924–1926), «Бытие» (1926), «Крыло» (1926–1928; организатор), Общество московских художников (1927–1932; член-учредитель). Испытал значительное влияние «бубнововалетской» живописи, в частности традиций русского сезаннизма («Натюрморт с черепом», 1921, Русский музей) и кубизма (портрет Е. Т. Осмёркиной, жены художника, 1919, Третьяковская галерея), с середины 1920-х гг. всё чаще использовал приёмы импрессионизма.
Александр Осмёркин. Натюрморт с графином. 1918
Творческие союзы, ассоциации, объединения
Живскульптарх
Живскульпта́рх, российское художественное объединение. Создано в Москве в 1919 г. при Отделе изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения РСФСР. Среди участников – скульптор Б. Д. Королёв (председатель) и архитекторы Н. А. Ладовский, Н. И. Исцеленнов, А. М. Рухлядев, В. Ф. Кринский, позже – А. М. Родченко, А. В. Шевченко. Члены объединения занимались проблемами формообразования и художественного синтеза, искали новые средства художественной выразительности в духе архитектурного экспрессионизма.
Николай Ладовский. Архитектурное явление коммунального дома. Перспектива. 1920
Мастера декоративно-прикладного искусства, дизайнеры
Эль Лисицкий
Эль Лиси́цкий (1890–1941), российский живописец, график, архитектор, дизайнер, фотограф. Один из крупнейших мастеров авангарда. Соединял в своём творчестве традиции еврейской культуры с модернистским художественным языком (книга-свиток «Пражская легенда», 1917, Российская государственная библиотека, Москва). Автор многочисленных беспредметных композиций – проунов. Работал как книжный график (оформление книг В. В. Маяковского «Для голоса», 1923, «Хорошо!», 1927), использовал техники фотоколлажа, фотограммы и фотомонтажа (автопортрет «Конструктор», 1924), разрабатывал архитектурные проекты («Горизонтальные небоскрёбы», не реализованы; здание типографии журнала «Огонёк» в Москве, 1932), во многом повлиявшие на мастеров круга Баухауса, занимался выставочным дизайном («Кабинет абстракций» в Ганноверском музее; утрачен), создавал агитационные плакаты («Клином красным бей белых», 1920) и др.
Эль Лисицкий. Автопортрет «Конструктор». 1924
Сценографы
Петрицкий Анатолий Галактионович
Петри́цкий Анато́лий Галактио́нович (1895–1964), украинский сценограф, живописец, график. Народный художник СССР (1944). Оформлял спектакли театров Харькова («Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского, 1925, Украинская столичная опера; ныне – Харьковский национальный академический театр оперы и балета имени Н. В. Лысенко), Москвы («Богдан Хмельницкий» А. Е. Корнейчука, 1939, Малый театр), Киева («Тарас Бульба» Н. В. Лысенко, 1954, Украинский театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко). Автор картин («Инвалиды», 1924; «Не сад – город Киев», 1961; обе – в Национальном художественном музее Украины, Киев), плакатов, книжных иллюстраций. Преподавал в Киевском художественном институте (1946–1950; профессор с 1947). Сталинские премии 2-й степени (1949, 1951). Награждён орденом Ленина (1960).
Анатолий Петрицкий. Инвалиды. 1924
Живописцы
Кончаловский Пётр Петрович
Кончало́вский Пётр Петро́вич (1876–1956), российский живописец, график, театральный художник, педагог; народный художник РСФСР (1946), действительный член Академии художеств СССР (1947). Один из основателей объединения «Бубновый валет». Представитель авангарда [«Семейный портрет (сиенский)», 1912]. Жизнерадостные, красочные жанровые картины («Возвращение с ярмарки», 1926), портреты («О. В. Кончаловская», 1925), пейзажи и натюрморты («Сирень», 1933) утверждают чувственную красоту мира.
Пётр Кончаловский. 1954
1
2
3