#Художественный авангард 1910-х – 1920-х гг.
Художественный авангард 1910-х – 1920-х гг.
Тег

Художественный авангард 1910-х – 1920-х гг.

Художественный авангард 1910-х – 1920-х гг.
Найденo 26 статей
Инструменты и техники в искусстве и архитектуре
Прямое высекание
Прямо́е высека́ние, метод создания скульптуры из дерева или камня. Принципиальное значение имеет сам по себе процесс работы с материалом, позволяющий выявить и акцентировать его особые пластические, эстетические, структурные и фактурные качества согласно принципу «соответствия материалу». Использовавшийся ещё в древности, Средневековье и Возрождении метод прямого высекания был вытеснен из скульптурной практики в эпоху барокко. С конца 19 в. интерес к нему вновь возник в теоретических трудах А. фон Хильдебранда и Г. Мура и творчестве скульпторов эпохи модернизма (К. Бранкузи, А. Модильяни, Х. Арп, Б. Хепуорт и др.).
Александр Матвеев. Девушка с полотенцем. 1916
Живописцы
О'Кифф Джорджия
О'Ки́фф Джо́рджия (1887–1986), американский живописец. Представительница американского авангарда. Создала серию абстрактных рисунков и акварелей (1915–1916). Индивидуальный стиль О'Кифф складывался под воздействием абстракционизма и фотоискусства. В её живописи природный мотив (чаще всего цветок), подвергаясь декоративной стилизации, сближается с орнаментикой модерна («Белая роза», 1927, Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк). Также обращалась к жанру пейзажа («Город ночью», 1926, Институт искусств, Миннеаполис), в конце жизни занималась керамикой.
Искусство
Живописцы
Ледантю Михаил Васильевич
Ледантю́ Михаи́л Васи́льевич (1891–1917), российский живописец, график, теоретик искусства. Участвовал в выставках «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913); воспринял идеи лучизма. Вместе с К. М. Зданевичем и И. М. Зданевичем открыл творчество Н. Пиросмани. Вместе с И. М. Зданевичем разработал концепцию «всёчества» – переработки всех стилей мирового искусства. В 1910-х гг. создавал картины в духе кубофутуризма («Портрет актёра», 1912, Ярославский художественный музей; «Сазандар», около 1913, Русский музей, Санкт-Петербург). Автор теоретических трактатов («Живопись всёков», 1914).
Михаил Ледантю. Сазандр. Ок. 1913
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Неопластицизм
Неопластици́зм, живописная система геометрической абстракции в изобразительном искусстве 20 в., разработанная в 1912–1917 гг. П. Мондрианом. Стремясь к «денатурализации форм», выявлению в природе первичной схемы, Мондриан свёл художественные средства к нескольким элементам: взаимно перпендикулярные линии образуют решётку, ячейки которой заполняются тремя чистыми основными цветами (красный, синий, жёлтый) или остаются пустыми. Идеи неопластицизма оказали значительное влияние на развитие геометрической абстракции в европейском и американском искусстве. Под его влиянием сформировался архитектурно-дизайнерский стиль группы «Де Стейл».
Пит Мондриан. Композиция: красное, жёлтое, синее и чёрное. 1921
Фотографы
Лангман Елеазар Михайлович
Ла́нгман Елеаза́р Миха́йлович (1895–1940), российский фотограф-документалист. Один из пионеров направления новое видение. Использовал приёмы авангардной фотографии в фоторепортаже (новостройки, заводы, колхозы): применял динамичное диагональное построение, смещение композиционного центра, утрированную перспективу и т. д. По заданию издательства «Изогиз» в 1930-е гг. делал съёмки новостроек Украины, на московском заводе «Динамо» и Краматорском машиностроительном заводе, в совхозах и колхозах. Входил в жюри фотовыставок, организованных Всесоюзным обществом культурной связи с заграницей (ВОКС) в конце 1930-х гг.; член президиума фотосекции Профсоюза кинофотоработников.
Пушкинская площадь. 1935
Живописцы
Осмёркин Александр Александрович
Осмёркин Алекса́ндр Алекса́ндрович (1892–1953), российский живописец, сценограф. Экспонент выставок объединений «Бубновый валет» (1914), «Мир искусства» (1917–1918; член – в 1920–1922), «Московские живописцы» (1924–1926), «Бытие» (1926), «Крыло» (1926–1928; организатор), Общество московских художников (1927–1932; член-учредитель). Испытал значительное влияние «бубнововалетской» живописи, в частности традиций русского сезаннизма («Натюрморт с черепом», 1921, Русский музей) и кубизма (портрет Е. Т. Осмёркиной, жены художника, 1919, Третьяковская галерея), с середины 1920-х гг. всё чаще использовал приёмы импрессионизма.
Александр Осмёркин. Натюрморт с графином. 1918
Творческие союзы, ассоциации, объединения
Живскульптарх
Живскульпта́рх, российское художественное объединение. Создано в Москве в 1919 г. при Отделе изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения РСФСР. Среди участников – скульптор Б. Д. Королёв (председатель) и архитекторы Н. А. Ладовский, Н. И. Исцеленнов, А. М. Рухлядев, В. Ф. Кринский, позже – А. М. Родченко, А. В. Шевченко. Члены объединения занимались проблемами формообразования и художественного синтеза, искали новые средства художественной выразительности в духе архитектурного экспрессионизма.
Николай Ладовский. Архитектурное явление коммунального дома. Перспектива. 1920
Мастера декоративно-прикладного искусства, дизайнеры
Эль Лисицкий
Эль Лиси́цкий (1890–1941), российский живописец, график, архитектор, дизайнер, фотограф. Один из крупнейших мастеров авангарда. Соединял в своём творчестве традиции еврейской культуры с модернистским художественным языком (книга-свиток «Пражская легенда», 1917, Российская государственная библиотека, Москва). Автор многочисленных беспредметных композиций – проунов. Работал как книжный график (оформление книг В. В. Маяковского «Для голоса», 1923, «Хорошо!», 1927), использовал техники фотоколлажа, фотограммы и фотомонтажа (автопортрет «Конструктор», 1924), разрабатывал архитектурные проекты («Горизонтальные небоскрёбы», не реализованы; здание типографии журнала «Огонёк» в Москве, 1932), во многом повлиявшие на мастеров круга Баухауса, занимался выставочным дизайном («Кабинет абстракций» в Ганноверском музее; утрачен), создавал агитационные плакаты («Клином красным бей белых», 1920) и др.
Эль Лисицкий. Автопортрет «Конструктор». 1924
1
2
3