#Художественный авангард 1910-х – 1920-х гг.
Художественный авангард 1910-х – 1920-х гг.
Тег

Художественный авангард 1910-х – 1920-х гг.

Художественный авангард 1910-х – 1920-х гг.
Найденo 13 статей
Живописцы
Клюн Иван Васильевич
Клюн Ива́н Васи́льевич (1873–1943), российский живописец, график, скульптор, теоретик искусства. Представитель русского авангарда. В творчестве последовательно сменялись увлечение импрессионизмом и неоимпрессионизмом, модерном и символизмом, кубофутуризмом [с 1913; рельеф «Пробегающий пейзаж (голубчик)», 1915, Третьяковская галерея], супрематизмом (с 1915; «Супрематические этюды на тему цвета и формы», 1917, Музей искусства модернизма – коллекция Костаки) и другими новаторскими течениями. Член-учредитель общества «Московский салон» (1910–1916), экспонент 5-й выставки объединения «Союз молодёжи» (1913–1914) и др. Создатель собственного варианта абстракционизма («Беспредметное по принципу свет-цвет», 1921, ГТГ). В 1920-х гг. член Института художественной культуры, преподаватель Вхутемаса. Около 1925 г. вернулся к фигуративному искусству, в 1934 г. заявил о своём переходе к социалистическому реализму, однако продолжал создавать камерные беспредметные композиции.
Иван Клюн. Супрематизм. 1915
Образовательные организации
Государственные свободные художественные мастерские в Москве
Государственные свободные художественные мастерские в Москве. Организованы 5 сентября 1918 г. как Свободные государственные художественные мастерские (СГХМ) на основе Строгановского художественно-промышленного училища (ныне Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова) (1-е CГХМ, улица Рождественка, 11) и Московского училища живописи, ваяния и зодчества (2-е СГХМ, Мясницкая улица, 21); 4 декабря 1918 г. были переименованы в Государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ). Созданию мастерских предшествовали студенческие волнения под лозунгом «Да здравствует свободное от политики искусство!» (март 1917) и Всероссийская конференция учащихся искусству (24 апреля 1918), на которой выдвинуто требование создания Свободной художественной школы. Перестройкой системы художественного образования занимался отдел ИЗО Наркомпроса во главе с Д. П. Штеренбергом, в состав отдела входили В. В. Кандинский, С. В. Ноаковский, И. И. Машков, О. В. Розанова, В. Е. Татлин и др. На открытии 2-х ГСХМ (13.12.1918) речь произнесли нарком просвещения РСФСР А. В. Луначарский, уполномоченные от 1-х ГСХМ А. В. Лентулов и от 2-х ГСХМ Машков. Машков сформулировал основной принцип работы ГСХМ: «духовная автономия каждой мастерской» (Адаскина Н. Л. Выборы преподавателей во II ГСХМ // Свободные государственные художественные мастерские. Москва, 2018. С. 57).
Скульптурная мастерская Государственных свободных художественных мастерских. 1920
Страны мира. Искусство и архитектура
Россия. Искусство и культура. Искусство. 1917 – середина 20 в.
Иску́сство Росси́и с 1917 г. до середи́ны 20 в., период в истории искусства России. После Октябрьской революции 1917 г. первым крупным шагом со стороны новой власти явился план монументальной пропаганды, призванный закрепить её триумф с помощью мемориальных знаков и разных форм агитационного искусства (в том числе плаката). Для искусства периода новой экономической политики характерно «свободное соревнование различных группировок и течений», лавирующих между традиционными формами творчества, достижениями авангарда предшествующего десятилетия и производственным искусством; получил практическое применение архитектурный авангард. В 1932 г. все художественные группировки были упразднены в пользу единых всероссийских творческих союзов, а с 1934 г. творческим кредо в изобразительном искусстве назван социалистический реализм. В архитектуре окончательно возобладал дух парадной торжественности, воплощённой в классических ордерных формах и богатом скульптурном и живописном убранстве, который после победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. достиг апогея в стиле «триумф». Многочисленными эмигрантами формировалась культура русского зарубежья, значительно повлиявшая на развитие мирового искусства.
Юрий Пименов. Даёшь тяжёлую индустрию! 1927
1
2