Министерство энергетики Российской Федерации
Министе́рство энерге́тики Росси́йской Федера́ции (Минэнерго России), федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, возобновляемых источников энергии, освоения месторождений углеводородов на основе соглашений о разделе продукции, и в сфере нефтехимической промышленности, а также функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов (п. 1 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 № 400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации»).
Минэнерго России образовано в 2008 г. в результате преобразования Министерства промышленности и энергетики РФ, которое было разделено на Министерство промышленности и торговли РФ и Министерство энергетики РФ с соответствующим распределением функций между двумя новыми органами (п. 8 Указа Президента РФ от 12 мая 2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»).
Компетенция и полномочия
Минэнерго представляет собой орган отраслевой компетенции, полномочия которого сосредоточены в сфере топливно-энергетического комплекса. В Положении, утверждённом постановлением Правительства РФ от 28 мая 2008 г. № 400, определено более 100 полномочий Минэнерго, которые могут быть разделены на следующие основные группы:
1. Выработка государственной политики, в рамках которой Минэнерго:
вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности министерства;
осуществляет утверждение схемы и программы развития электроэнергетических систем России;
осуществляет организацию и участие в разработке программ, проектов и мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, формирование благоприятных условий для капиталовложений или при необходимости для государственных инвестиций в строительство объектов электроэнергетики в целях предотвращения возникновения дефицита электрической мощности и т. д.
2. Нормативно-правовое регулирование, в рамках которого Минэнерго вправе самостоятельно принимать широкий спектр нормативных правовых актов:
правила оценки готовности к отопительному периоду;
порядок расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении;
перечень предоставляемой субъектами электроэнергетики информации;
правила учёта газа;
методика расчёта показателей газификации и т. д.
3. Фрагментарные полномочия по контролю в сфере топливно-энергетического комплекса, в рамках которых Минэнерго осуществляет контроль:
за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики;
за деятельностью организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка электрической энергии и мощности в пределах своей компетенции;
за реализацией мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и т. д.
4. Управление государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов, в ходе которого Минэнерго осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций министерства, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казённым предприятиям, подведомственным Минэнерго.
Минэнерго реализует предоставленные ему полномочия таким образом, чтобы были достигнуты ключевые цели, закреплённые в плане деятельности министерства на очередной период. В плане на период 2019–2024 гг. [приказ Минэнерго России от 28 января 2019 № 45 (ред. от 31 декабря 2021) «Об утверждении плана деятельности Министерства энергетики Российской Федерации на период 2019–2024 годов»] Минэнерго поставило перед собой 4 основные цели:
Надёжное, качественное и экономически обоснованное обеспечение потребностей внутреннего рынка в энергоносителях, энергии и сырье на принципах энергосбережения и энергоэффективности, а также выполнение обязательств по зарубежным контрактам.
Повышение энергетической и экологической эффективности российской энергетики, снижение антропогенного воздействия топливно-энергетического комплекса на окружающую среду, расширение масштабов инновационной активности.
Изменение подхода к системе отношений и модели ценообразования в сфере теплоснабжения, создающего экономические стимулы для эффективного функционирования и развития централизованных систем теплоснабжения (внедрения целевой модели рынка тепловой энергии).
Внедрение передовых и цифровых технологий в топливно-энергетическом комплексе, а также эффективное выполнение полномочий, возложенных на Минэнерго России.
Структура и руководство
Руководство деятельностью Министерства энергетики осуществляет Правительство РФ (Указ Президента РФ от 21 января 2020 № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»). Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность Президентом РФ после утверждения его кандидатуры Государственной Думой Федерального Собрания РФ по представлению Председателя Правительства РФ (п. 7 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28 мая 2008 № 400).
Территориальные органы Минэнерго, именовавшиеся межрегиональными управлениями и обеспечивавшие взаимодействие Минэнерго с региональными органами власти, были ликвидированы в 2011 г. Ныне Минэнерго осуществляет свою деятельность непосредственно через центральный аппарат и подведомственные ему организации.
Правительство РФ, осуществляя руководство, определяет предельную численность заместителей министра и департаментов в структуре центрального аппарата. Сфера деятельности и компетенция конкретных департаментов утверждаются министром. На 2024 г. Минэнерго имеет 6 заместителей министра и 13 департаментов по основным направления деятельности министерства: Департамент нефтегазового комплекса; Департамент государственной энергетической политики; Департамент развития газовой отрасли; Административный департамент; Департамент экономической безопасности в ТЭК; Департамент оперативного управления в ТЭК; Департамент реализации специальных проектов; Департамент финансовых и имущественных отношений; Департамент угольной промышленности; Департамент международного сотрудничества; Департамент развития электроэнергетики; Юридический департамент; Департамент цифровой трансформации.
Внутри департаментов образуются отделы. Сфера их деятельности определяется директором соответствующего департамента, исходя из управленческой необходимости.
Организационное обеспечение деятельности министра осуществляется помощниками (советниками), должности которых предусматриваются вне департаментов. Помощники (советники) министра составляют секретариат министра.
Вопросы внутренней организации деятельности Минэнерго регулируются регламентом, утверждённым приказом Министерства энергетики РФ от 20 ноября 2008 № 213 «О Регламенте Министерства энергетики Российской Федерации».
В части взаимоотношений Минэнерго с другими органами власти следует дополнительно подчеркнуть, что, хотя непосредственное руководство деятельностью Минэнерго осуществляет Правительство РФ, именно Президент РФ обладает полномочием освободить от должности министра, в том числе в случае неудовлетворительных результатов его работы. Государственная Дума РФ не только утверждает кандидатуру министра, представленную Председателем Правительства РФ, но и заслушивает ежегодные отчёты о деятельности Правительства РФ, в том числе о деятельности Минэнерго. Государственная Дума РФ вправе выразить недоверие Правительству РФ, что может послужить основанием к его отставке, если соответствующее решение будет принято Президентом РФ (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ).
С момента создания Минэнерго должность министра занимал С. И. Шматко. Его преемником в 2012 г. стал А. В. Новак, который возглавлял Минэнерго вплоть до 2020 г. Одними из главных достижений на посту министра являются заключение сделки ОПЕК+ (2016) и утверждение стратегии развития электросетевого комплекса (2013). В ноябре 2020 г. Новак назначен на должность заместителя Председателя Правительства РФ, курирующего энергетику. С ноября 2020 г. Минэнерго возглавляет Н. Г. Шульгинов.