Уатт Генри Джексон
Уа́тт Ге́нри Дже́ксон (Henry Jackson Watt) (15.7.1879, Абердин, Шотландия – 25.10.1925, Глазго, там же), шотландский философ и психолог. Родился и вырос в Абердине, где учился в гимназии, поступил в университет (1896), который окончил с отличием (1900), получив учёную степень магистра по философии (по логике и метафизике). В 1901 г. начал читать в этом же университете лекции по логике. Летом 1901 г. отправился в Берлин, где прослушал курс лекций К. Штумпфа. В 1902 г. переехал в Вюрцбург, стал учеником О. Кюльпе и выполнил в Институте психологии Вюрцбургского университета экспериментальную работу, которая позволяет отнести его к Вюрцбургской школе психологии мышления. В 1906 г. защитил докторскую диссертацию о мыслительных процессах в ходе решения проблемы – «Экспериментальный вклад в теорию мышления» («Experimentelle Beiträge zu einer Theorie des Denkens», опубликована на немецком языке в 1905, на английском – в 1906). Именно этой новаторской работой, в которой было введено понятие Aufgabe (задача, задание), принципиально важное для Вюрцбургской школы, Уатт наиболее известен.
Эксперимент состоял в том, что с помощью аппарата, сконструированного Н. Ахом, испытуемому предъявлялись карточки со словами, на которые надо было ответить ассоциацией; измерялось время реакции от предъявления карточки до появления голосового ответа. От испытуемого требовалось отнести слово-стимул к более общему классу, конкретизировать до частного случая, назвать целое, часть, другую часть общего целого, привести пример. Всего было сделано более 3 тыс. экспериментальных проб. Уатт использовал метод экспериментального самонаблюдения, разработанный в Вюрцбургском институте психологии, но ввёл важное новшество, разделив интроспективный процесс на части: испытуемый сообщал о своих переживаниях после каждой фазы эксперимента.
Уатт выделил разные виды воспроизведения, сравнил их время реакции и пришёл к выводу о роли «задачи» для формирования «репродуктивной тенденции» (тенденции к воспроизведению материала, реагированию ассоциацией в определённом направлении). Исследование позволило различить влияние стимула (слова на карточке) и влияние задачи (которая задавалась инструкцией). Ответ на стимул находится под влиянием задачи, которая направляет мышление. Именно задача сама по себе является фактором, определяющим репродуктивные тенденции, продолжительность времени реакции и качественное содержание события реакции. Задача носит сознательный характер; Уатт специально подчёркивает, что для объяснения мыслительного процесса нет необходимости обращаться к понятию бессознательного (Watt. 1905. S. 419).
В 1907 г. Уатт вернулся в Британию. Читал лекции по психофизиологии в Ливерпуле (1907), а затем – по психологии в Университете Глазго (с 1908 и до конца своей жизни). В 1909 г. опубликовал книгу для учителей «Управление ресурсами и тренировка памяти» («The Economy and Training of Memory»). В 1914 г. вновь посетил Вюрцбург, находился там, когда началась Первая мировая война, и как гражданин государства-противника был интернирован (задержан и лишён свободы), в 1915 г. освобождён и возвращён в Глазго, однако его здоровье оказалось существенно подорвано. В 1917 г. он опубликовал «Психологию звука» («The Psychology of Sound»), а в 1919 г. – «Основания музыки» («The Foundations of Music»). Эти работы созданы под влиянием идей Штумпфа, у которого Уатт обучался за 15 лет до этого.
Жена – Нелли Смит, пианистка.
Уатт умер 25 октября 1925 г. в возрасте 46 лет.
Две его книги были опубликованы посмертно: «Сенсорные основы и структура знаний» («The Sensory Basis and Structure of Knowledge», 1925) и «Здравый смысл сновидений» («The Common Sense of Dreams», 1929). В последней работе Уатт предложил альтернативу методу толкования сновидений З. Фрейда.
В 1969 г. в Университете Глазго была учреждена премия Генри Дж. Уатта, которая ежегодно присуждается за самую выдающуюся студенческую работу в области экспериментальной психологии.