Неогегельянство
Неогегелья́нство, разнородное философское течение конца 19 – 1-й половины 20 вв., стремившееся к созданию монистического мировоззрения на основе обновлённой интерпретации учения Г. В. Ф. Гегеля. Получило распространение в Германии, Великобритании, Италии, Нидерландах, Франции.
В Германии толчком к «возрождению гегельянства» (В. Виндельбанд, 1910) послужили работы К. Фишера (1897) и В. Дильтея (1906), посвящённые творчеству Гегеля, а также публикации его ранних «теологических сочинений» Г. Нолем (1907). В центре немецкого неогегельянства – вопросы философии истории, философии культуры, государства и права, охватывающие проблематику гегелевского «объективного духа», которая нередко истолковывалась в русле идей философии жизни (Г. Лассон, Г. Глокнер, Р. Кронер, Т. Херинг, Т. Литт и др.).
За пределами Германии формирование неогегельянства было тесно связано с процессом рецепции немецкого классического идеализма вообще, адекватным завершением которого считалась философия Гегеля.
В Великобритании неогегельянство во многом определило творчество представителей абсолютного идеализма (Т. Грин, Э. Керд, Ф. Брэдли, Б. Бозанкет, Дж. Э. Мак-Таггарт и др.), становлению которого положил начало Дж. Х. Стирлинг («Секрет Гегеля», 1865). В полемике с идеями британского эмпиризма и позитивизма (в том числе с этикой утилитаризма) формировались различные версии Абсолюта как всеохватывающего опыта целостной сверхличной реальности, вневременной полноты бытия и совершенства (Брэдли), универсальной гармонии соотносящихся между собой неповторимых личностей (Мак-Таггарт), укоренённых, согласно теистической концепции американского философа Дж. Ройса, в абсолютной личности Бога. Критика традиционной формальной логики сопровождалась обращением к модифицированному диалектическому методу (принцип «тождества в различии» Керда и Бозанкета и др.).
В отталкивании от неаполитанского гегельянства (Б. Спавента и др.) и в противостоянии идеям позитивизма и марксизма происходило переосмысление гегелевской «философии духа» в концепциях крупнейших представителей неогегельянства в Италии – Б. Кроче и Дж. Джентиле. Кроче, опираясь на историзм Гегеля и отклоняя его панлогизм («Живое и мёртвое в философии Гегеля», 1907), в своей «этико-политической» философии истории рассматривал свободное «нравственное» подчинение индивида «всеобщему» как творческое начало и цель исторического процесса. Джентиле в предпринятой им «реформе гегелевской диалектики» (1913) поставил в центр своего «актуального идеализма» творческую мысль («чистый акт») реального субъекта – «трансцендентального Я» (своеобразный аналог деятельного акта самосознания Я у И. Г. Фихте).
Основоположником неогегельянства в Нидерландах и его крупнейшим представителем был Г. Болланд, издатель и комментатор сочинений Гегеля (особенно его «философии религии»), рассматривавший гегелевскую логику как завершение кантовской критики разума («Чистый разум и его действительность», 1904).
В России И. А. Ильин в обращении к философии Гегеля видел путь к созданию «содержательного метафизического мировоззрения». При этом он характеризовал гегелевское учение как систематическое раскрытие религиозного опыта пантеизма.
Во Франции неогегельянство, получившее распространение в 1930–1940-х гг., явилось одним из идейных источников экзистенциализма (Ж. П. Сартр, Ж. Ипполит и др.). Обращение к «Феноменологии духа» Гегеля определило философско-антропологическую проблематику сочинения Ж. Валя «Несчастье сознания в философии Гегеля» (1929) и лекций А. Кожева в Сорбонне в 1933–1939 гг., получивших широкую известность (диалектика «господства» и «рабства» в процессе борьбы за «признание» и др.).
В 1930 г. был основан Международный гегелевский союз, который провёл гегелевские конгрессы в Гааге (1930), Берлине (1931) и Риме (1934).