Ассоциативная психология
Ассоциати́вная психоло́гия (ассоцианизм), совокупность психологических концепций 18–19 вв., в которых ассоциация считалась главным или даже единственным механизмом работы сознания. Представители ассоциативной психологии под влиянием бурно развивавшихся в то время естественных наук стремились к строго детерминистскому объяснению психических явлений: они видели в ассоциации всеобщий закон работы сознания, столь же непреложно действующий и эмпирически проверяемый, как закон всемирного тяготения И. Ньютона.
Классическая ассоциативная психология возникла в середине 18 в. после того, как Д. Юм распространил закон ассоциации на понимание всех познавательных процессов, приравняв его по значению (как принцип соединения идей в психическом мире) к закону притяжения вещей в мире природы. С точки зрения Юма, возникающие в сознании простые впечатления и их бледные копии – идеи – складываются в более сложные образования путем ассоциаций – связей, приобретаемых в индивидуальном опыте. В работах английских мыслителей Д. Гартли (1749), Т. Брауна (1820), Джеймса Милля (1829), создавших законченные системы ассоциативной психологии, ассоциация выступает объяснительным принципом для всех психических процессов – памяти, мышления, потребностей, воли. Назвав свою ассоциативную концепцию «ментальной механикой», Дж. Милль подчеркнул наиболее характерную черту ассоциативных теорий этого времени: стремление вывести все законы душевной жизни из механических по своей сути связей (ассоциаций) неделимых элементов (ощущений, представлений, или «идей», простейших аффективных явлений). Для классической ассоциативной психологии все сложные психические явления вторичны и являются продуктом ассоциации этих элементов.
С середины 19 в. начался кризис теорий классической ассоциативной психологии. Закрепляется положение о невозможности свести «законы духа» к механическим законам и выдвигается требование ввести в концепции ассоциативной психологии принцип активности субъекта, Я («ментальная химия» Джона С. Милля, «творческие ассоциации» А. Бэна и др.). В. Вундт противопоставляет ассоциации апперцепцию как творческий процесс механическому. Г. Спенсер (1855) пытается рассмотреть ассоциации в биологическом (эволюционном) аспекте. Г. Эббингауз (1885), Г. Э. Мюллер (1911–1917) разрабатывают экспериментальные методы исследования процессов образования и исчезновения ассоциаций.
В первые десятилетия 20 в. ассоциативная психология как особое направление исчезло под влиянием сокрушительной критики со стороны Вюрцбургской школы, гештальтпсихологии и других новых направлений психологии. Ассоциация начала рассматриваться не как исходный основополагающий принцип психологии, а как явление, которое, говоря словами С. Л. Рубинштейна, само требует объяснения и раскрытия его механизмов.