Ах Нарцисс
Ах Нарци́сс, Нарцисс Каспар Ах (Narziß Kaspar Ach) (29.10.1871, Эрмерсхаузен, Нижняя Франкония, земля Бавария – 25.7.1946, Мюнхен), немецкий психолог, доктор медицины, доктор философии, профессор, член правления Немецкого общества психологов (1929–1936), член Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина» (1938). Родился в семье врача Михаэля Аха и его жены Маргарете (урождённой Бургер). Успешно окончив классическую гимназию в Вюрцбурге, учился на медицинском факультете Вюрцбургского университета (1890–1895), завершил обучение со степенью доктора медицины за работу «Об этиологии коклюша». Работал судовым врачом крупной немецкой судоходной компании Norddeutscher Lloyd (NDL, 1895–1896). В плаваниях в Восточную Азию и Северную Америку проявил интерес к психологическому изучению душевных заболеваний. В 1896–1897 гг. работал в психиатрической клинике Гейдельберга, в психологической лаборатории Э. Крепелина. Зимний семестр 1897–1898 гг. провёл в Фармакологическом институте Страсбургского университета, изучал психологические факторы в фармакологии, затем вернулся в Вюрцбург и продолжил исследования у О. Кюльпе. 22 ноября 1899 г. защитил диссертацию и получил степень доктора философии за работу «О влиянии некоторых лекарственных средств на способность понимания». Оставаясь в Психологическом институте, в сотрудничестве с Кюльпе начал несколько исследований по психологии воли, которые были продолжены и после его переезда в Гёттинген, где Ах стал ассистентом философского семинара (1901), а позднее преподавателем философии. Медицинское образование, знание психологии мышления в традициях Вюрцбургской школы, а также работа в Гёттингене под руководством выдающегося экспериментатора в области психофизики Г. Э. Мюллера – всё это позволило ему впервые разработать экспериментальные методы исследования волевых процессов. 31 июля 1902 г. Ах прошёл процедуру хабилитации, защитив работу «Волевая деятельность и мышление», которую он посвятил двум своим руководителям; позднее она была издана как книга (1905).
Далее работал в психологических институтах, преподавал экспериментальную психологию и философию в Марбурге (ноябрь 1904 – 1906), Берлине (зимний семестр 1906–1907). В качестве ординарного профессора был приглашён в Кёнигсбергский университет (Восточная Пруссия, ныне Калининград) и проработал в нём 15 лет (1907–1922). В 1913 г. он женился на Мари Мец, дочери профессора ботаники Фрайбургского университета.
После ухода Г. Э. Мюллера принял его кафедру в Гёттингенском университете (1922), где провел 15 плодотворных в научном отношении лет. 1 апреля 1937 г. он был эмиритирован: в связи с преклонным возрастом освобождён от должностных обязанностей, однако сохранил статус исследователя и консультанта.
Н. Ах был членом правления Немецкого общества психологов (1929–1936). В 1938 г. он был избран членом «Леопольдины» – Немецкой академии естествоиспытателей.
На 13-м конгрессе Немецкого общества психологов (Лейпциг, октябрь 1933) он сделал доклад «О детерминационной психологии и её значении для проблемы лидерства», а также подписал декларацию о приверженности профессоров немецких университетов А. Гитлеру и национал-социалистическому государству. На 16-м конгрессе Немецкого психологического общества в баварском Байройте (июль 1938) он выступил с докладом «Ответственность и характер». Трактовка этих событий неоднозначна: одни утверждают, что Ах действительно искал связи между теорией воли и национал-социалистической идеологией, другие – что его интересовала решительность как волевая черта характера, особенно в связи с поведением лидера в целом, остальное было уступкой новым властям.
В 1940-е гг. был редактором учебников по психологии, а также автором некоторых разделов, в частности о воле и волевых процессах.
Ах – выдающийся экспериментальный психолог своего времени. Прежде всего он известен как автор первых экспериментальных исследований воли и произвольности; их результаты представлены в трёх основных работах (1905; 1910; 1935). Несколько серий экспериментов были построены на методе «парных ассоциаций», для чего использовалась специальная техническая установка. Различный стимульный материал – буквы, бессмысленные слоги, цифры и числа – предъявлялся зрительно, с помощью карточек, или аудиально; ставились задачи повторить, ответить рифмой, сложить. Всё это сопровождалось двигательной реакцией при ответе (нажать на кнопку, поднять палец с кнопки, выбрать, какую кнопку нажать, какой палец поднять), время реакции непрерывно и точно фиксировалось с помощью экспериментальной установки. В некоторых экспериментах использовался гипноз, чтобы выделить бессознательные факторы реагирования. Весь экспериментальный процесс Ах разделил на три фазы. В подготовительной фазе он использовал метод предупреждения, что вызывало активизацию волевой готовности к действию. В основной фазе – метод комбинирования, при котором сталкивались две тенденции – репродуктивная (воспроизведение ранее заученной реакции) и детерминирующая (выбор реакции согласно поставленной задаче). Чтобы изменять сопротивление (препятствие, прерывающее привычку; трудность задачи, для преодоления которой требуется волевая концентрация), экспериментатор мог варьировать количество повторений и уровень сложности заданий. Сила детерминирующей тенденции определялась по задержке или ускорению реакции. Таким образом Ах добился того, что мог экспериментально вызывать волевой акт разной степени интенсивности. В заключительной фазе происходил опрос, активизирующий самоотчёт испытуемого, построенный на фактах самонаблюдения, при этом форма вопросов была максимально неопределённой, чтобы предотвратить внушение со стороны экспериментатора. Разработанный Ахом метод систематического экспериментального самонаблюдения позволил объективировать субъективный метод. Для анализа использовались и данные наблюдения со стороны экспериментатора. Сочетание интроспекции и наблюдений экспериментатора – нововведение, характерное для Вюрцбургской школы.
На основании результатов своих исследований Ах сформулировал «закон специфической детерминации»: желаемое реализуется быстрее и надёжнее, если цель более конкретна. А также «закон сложности»: значение волевого процесса возрастает с увеличением сложности действия.
Исследования Аха вызвали критические замечания со стороны О. Зельца, К. Левина и вскоре оказались в тени топологической теории Левина. Однако в 1980-е гг. произошло переоткрытие идей Аха. Его представления нашли продолжение в работах о мотивации, конфликте и контроле действий Ю. Куля, фазовой модели действия «Рубикон» Х. Хекхаузена и П. Голльвитцера, теории мониторинга конфликта в когнитивной психологии (Botvinick и др.).
В 1921 г. Н. Ах предложил новый метод для изучения процесса образования искусственных понятий: экспериментальный материал представлял собой коробку с 48 фигурами четырёх цветов, трёх форм (пирамиды, цилиндры, кубы), двух размеров (большие и маленькие), двух весов (лёгкие и тяжёлые). Испытуемые должны были понять, что означают искусственные «слова», наклеенные на фигуры, т. е. на основе систематического сравнения фигур выделить существенные признаки каждого из терминов: «гацун» (одновременно большой и тяжёлый), «рас» (одновременно большой и лёгкий), «таро» (маленький и тяжёлый) и «фал» (маленький и лёгкий). В отечественной психологии хорошо известна модификация методики Аха, предложенная Л. С. Выготским и Л. С. Сахаровым. Существует также несколько других вариантов метода, в основу которого положен замысел Н. Аха (К. Л. Халл, Дж. Брунер и др.).
Помимо собственно научных исследований, Н. Ах проявлял интерес к техническому конструированию лабораторного оборудования для психологических исследований. Он – автор более 50 запатентованных изобретений в этой области. Среди них – хронотайпер (Chronotyper), позволивший непрерывно и точно измерять время реакции менее 0,5 с, а также существенно улучшенный им гироскопический компас, который во время 1-й мировой войны применяли на дирижаблях. Ах участвовал в разработке автоконтроллера – ранней формы тахографа.