Дункер Карл
Ду́нкер Карл (Karl Duncker) (2.2.1903, Лейпциг – 23.2.1940, Нью-Хейвен, штат Коннектикут, США), немецкий психолог, представитель гештальтпсихологии. Сын немецкого коммуниста Г. Дункера. Учился в Берлинском университете (1923–1928) и Университете Кларка (Вустер, штат Массачусетс, США, 1925–1926) под руководством М. Вертгеймера и В. Кёлера. Уже в магистерской диссертации (1926) наметил новые подходы к изучению творческого мышления, предложив ряд классических задач, используемых в когнитивных исследованиях мышления доныне. В докторской диссертации (1929) продемонстрировал относительность восприятия движения и его зависимость от психологических систем отсчёта (присутствующих в поле зрения объектов). С 1930 г., работая ассистентом Кёлера в Психологическом институте в Берлине, изучал процессы мышления с помощью методов рассуждения вслух и наводящей задачи. Показал, что понимание задачи происходит постепенно, сопровождается переформулированием условий до тех пор, пока не находится формулировка, для которой есть средства решения. Таким образом, решение задачи состоит из творческой фазы нахождения принципа («функциональное решение») и технической фазы реализации. Открыл эффект «функциональной закреплённости»: привычное использование объектов с трудом поддаётся изменению в ходе решения. В 1935 г. по политическим причинам был изгнан из Берлинского университета и эмигрировал в Великобританию, где работал у Ф. Бартлетта (1936). После переезда в США (1938) обратился к проблемам межкультурных различий, мотивации поведения и психологии морали. На фоне развивающегося депрессивного заболевания покончил с собой.