Брентано Франц
Брента́но Франц (Franz Brentano) (16.1.1838, Мариенберг – 17.3.1917, Цюрих, Швейцария), немецкий и австрийский философ. Сын католического публициста Кристиана Брентано и Эмилии Брентано, брат экономиста Луйо Брентано. Племянник Клеменса Брентано и Беттины фон Арним. Преподавал философию в Вюрцбургском (1866–1873) и Венском (1874–1895) университетах. В 1864 г. посвящён в сан священника в Римско-католической церкви, в 1873 г. в связи с полемикой вокруг догмата о непогрешимости папы сложил с себя духовный сан. Его непосредственные ученики в Вюрцбурге – К. Штумпф, А. Марти и другие, среди учеников и студентов в Вене – А. Майнонг, Э. Гуссерль, К. Твардовский, К. фон Эренфельс, А. Хёфлер, З. Фрейд.
Брентано предложил учение о четырёх фазах развития философии в каждую историческую эпоху (восходящее развитие и три фазы упадка), в соответствии с которым он негативно оценивал кантовскую и послекантовскую философию (фаза крайнего упадка), за исключением позитивизма, с представителями которого он, тем не менее, полемизировал. Под влиянием Ф. А. Тренделенбурга Брентано обратился к мысли Аристотеля, философия которого послужила отправным пунктом его учения о сознании. Он выдвинул идею философии как строгой науки, которая была затем подхвачена Гуссерлем.
По Брентано, фундаментальной наукой является психология, которая должна стать основанием общества и его высших ценностей, а также основанием всех устремлений исследователей. Он подверг критике экспериментальную и интроспекционистскую психологию и создал дескриптивную психологию – учение о сознании, которое основывается исключительно на внутреннем опыте. Психология – это наука о явлениях сознания, или психических феноменах, которые необходимо строго отличать от физических феноменов – предмета естествознания. Различая физические и психические феномены, мы тем самым устанавливаем различие между предметными областями физики и психологии.
Предметом естествознания являются физические феномены, которые обнаруживаются в ощущениях (видимые фигура, цвет, ландшафт, слышимые звуки и т. д.). Представленные в воображении, физические феномены (например, слышимый звук) остаются физическими, но сама фантазия – один из основных источников психологического познания. Психические феномены – это акты сознания: например, акты видения, слышания и т. д., в отличие от видимых, слышимых и т. д. предметов. Источником знания о них Брентано считал внутреннее восприятие, которое следует отличать от самонаблюдения. По Брентано, нельзя наблюдать за актами сознания, не изменяя их. Внутреннее восприятие не является чем-то внешним по отношению к актам сознания, но сосуществует с каждым из них в одном и том же акте. Внутреннее восприятие, или внутренний опыт, есть в то же время источник очевидности: акт представления осознаётся в нём именно как тот акт, который мы осуществляем «здесь и теперь», акт суждения – именно как то суждение, которое мы сейчас высказываем, и т. д. Здесь один из основных пунктов расхождения философа с И. Кантом: по Брентано, внутренний опыт не содержит в себе разделения на вещи в себе и явления.
Брентано выдвинул шесть признаков отличия психических феноменов от физических, из которых основными являются два следующих: 1) все психические феномены или сами суть акты представления, или основаны на них; 2) каждый психический феномен характеризуется интенциональным (ментальным) существованием в нём предмета (intentionale Inexistenz) или направленностью на объект. Брентано заново вводит средневековый термин «интенциональный», который становится одним из основных в философии 20 в. уже в форме существительного – «интенциональность».
Классификация психических феноменов проводится Брентано соответственно их интенциональной природе, т. е. по способу полагания объекта. Существует три несводимых друг к другу класса: акты представления, лежащие в основе всех других; акты суждения, в которых нечто признаётся или отвергается (суждения – это не комбинация представлений), и акты любви и ненависти и интересов (чувство и воля). Из этой классификации вырастает этическое учение Брентано, основанное на аналогии между третьим и вторым классами: в отличие от представлений они обнаруживают противоположность верного и неверного, истинного и ложного. Акт предпочтения истинного в сфере чувств и воли – источник нравственного сознания.
В поздний период Брентано уточняет, что наша психическая деятельность направлена на вещи (тела и «духи»), которые полагаются в качестве объектов различным образом. Только вещи обладают существованием в собственном смысле, их высшее родовое понятие – реальность. То, что взято в качестве объекта, существует лишь в несобственном смысле: например, телесность, а не индивидуальное тело; любовь, а не любящий; бесконечное пространство, а не пространственность; универсалии, а не индивиды, которые мыслят общее. Реальное может быть только индивидуальным. То, что взято в качестве объекта – в представлении и т. д., уже не индивидуально. Ни внешнее, ни внутреннее восприятие не дают индивидуализирующего признака. Учение о сознании – точка пересечения всех основных проблем философии Брентано: проблемы времени, критического анализа языка, природы морального сознания, обоснования оптимистического религиозного мировоззрения («рационального теизма»).
Влияние философии Брентано прослеживается в феноменологии Гуссерля и М. Хайдеггера, неореализме, аналитической философии, в вюрцбургской психологической школе и гештальтпсихологии.