Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий Гальперина
Тео́рия планоме́рно-поэта́пного формирова́ния у́мственных де́йствий и поня́тий Гальпе́рина, психологическая концепция, разработанная П. Я. Гальпериным в 1950-х –1980-х гг. и получившая дальнейшее развитие в работах его учеников и последователей.
Теория П. Я. Гальперина представляет собой систему взглядов, которая включает учение о предмете психологии и объективной необходимости психики, об эволюции психики, о формировании умственной деятельности человека, о видах и формах ориентировочной деятельности, а также концепцию планомерно-поэтапного формирования умственных действия и понятий (ТПФ) в собственном смысле слова в качестве её составной части (А. И. Подольский).
При определении предмета и метода научного исследования П. Я. Гальперин исходит из того, что «…подлинная действительность психической жизни – это ориентировка в ситуации, требующей нешаблонных действий. Это основная жизненная функция психической деятельности» (Гальперин. 2002. С. 34). Таким образом, предмет психологии составляет «процесс ориентировки субъекта в ситуации, которая открывается в психическом отражении, формирование, структура и динамика этой ориентировочной деятельности, определяющие её качество, характер и возможности» (Гальперин. 1976. С. 102).
Согласно П. Я. Гальперину, каждое отдельное действие состоит из ориентировочной и исполнительной частей, и само исполнение в решающей степени зависит от качества ориентировки субъекта в условиях действия. Поэтому именно ориентировочная часть действия, а не всё действие в целом составляет предмет психологии. При этом, с точки зрения Гальперина, не только познавательные процессы, но все формы душевной жизни – потребности, эмоции, чувства, воля – представляют собой разные формы ориентировочной деятельности.
Структура ориентировочной деятельности не открывается ни внешнему, ни внутреннему наблюдению, она представляет собой не явление, а сущность, собственно психологические механизмы поведения. Для их изучения П. Я. Гальперин разработал метод поэтапного формирования, который одновременно является и методом исследования психологических процессов и явлений, и способом воздействия на них.
В рамках теории, получившей название теории «планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий» (Гальперин. 1985. С. 4), П. Я. Гальпериным была выделена система условий, которые обеспечивают формирование действия с заранее намеченными свойствами; в неё входят четыре группы условий:
формирование достаточной мотивации действий;
обеспечение правильного выполнения нового действия;
воспитание его желаемых свойств;
превращение действия в умственное.
Мотивация в немалой степени определяет успешность действия, что связано с её особой энергетической и ориентирующей ролью в деятельности.
Правильное выполнение нового действия обеспечивается построением полной ориентировочной основы действия (ООД). П. Я. Гальпериным выделены три типа ООД и связанные с ними три типа учения.
Одно и то же действие может выполняться с разными показателями, и Гальперин специально занимался исследованием условий, обеспечивающих образование действия с заданными свойствами. Представления о свойствах действия в процессе разработки ТПФ претерпевали изменения; наибольшую известность получило выделение в качестве первичных свойств действия уровня (или формы) его выполнения, степени обобщения, полноты выполняемых операций и меры освоения, а вторичных – разумности и сознательности (Гальперин. 1966).
Подсистема условий превращения действия в умственное дала название рассматриваемому процессу в целом – поэтапное формирование умственных действий и понятий. Процесс перехода с одного этапа на другой носит название интериоризации. П. Я. Гальперин подчёркивал, что умственный план – «это не пустой сосуд, куда помещают некую вещь, что процесс интериоризации – это и есть процесс образования внутреннего плана» (Гальперин. 1966. С. 28). Прослеживание перехода от материального к идеальному действию является и методом исследования механизмов психических явлений: «… магистральный путь исследования психических явлений – это их построение с заданными свойствами» (Гальперин. 1998. С. 398).
Процесс поэтапного формирования делится на этапы: формирование мотивационной основы действия, составление схемы ООД, выполнение действия в его начальной, материальной или материализованной форме, выполнение действия в громкой социализированной речи, а далее – во внешней речи «про себя» и, наконец, – в скрытой речи.
Теоретическое значение выполненных П. Я. Гальпериным исследований состоит в создании им оригинального научного направления и научной школы, разработке деятельностного подхода в психологии (Ждан. 2012; Зинченко. 2002; Обухова. 2010; Нечаев. 2012; Степанова. 2017).
Прикладное значение теории П. Я. Гальперина связано с возможностями разработки на её основе вопросов образования. Практическое использование процесса поэтапного формирования делает доступной общеобразовательную программу для всех нормально развивающихся детей, вплотную подводит к конкретно-психологической разработке вопроса диагностики и коррекции психического развития. Проведённый П. Я. Гальпериным сравнительный анализ традиционного обучения и обучения с использованием метода поэтапного формирования непосредственно связан с практическим решением проблемы соотношения обучения и умственного развития ребёнка.
За создание психолого-педагогического комплекса «Теория и практика формирования умственной деятельности» П. Я. Гальперину (посмертно) и его последователям была присуждена премия Президента РФ в области образования за 1997 г. (Указ Президента РФ от 6.10.1998 г. № 1200).