Эберт Роджер
Э́берт Ро́джер (Roger Ebert) (18.6.1942, Эрбана, штат Иллинойс, США – 4.4.2013, Чикаго, штат Иллинойс), американский кинокритик и телеведущий. На протяжении более 40 лет автор рецензий для газеты Chicago Sun-Times и обозреватель новинок проката вместе с соведущим – сначала Дж. Сискелом, затем Р. Роупером. Принадлежит к числу самых влиятельных кинокритиков 20 в.
Карьера кинокритика
Журналистскую деятельность Р. Эберт начал в 15 лет, когда устроился спортивным обозревателем в газету Champaign-Urbana News-Gazette. Изучал журналистику в Университете Иллинойса и был главным редактором университетской газеты The Daily Illini. Затем поступил в Чикагский университет, но бросил учёбу ради работы в Chicago Sun-Times. В 1967 г. Р. Эберт стал кинокритиком газеты. Этот пост он занимал больше 40 лет, вплоть до смерти в 2013 г. В своей автобиографии Эберт признавался, что не планировал стать кинокритиком, когда получил эту должность: «Тогда я думал, что буду писать о фильмах от силы лет пять. Мой план заключался в том, чтобы затем стать колумнистом, а в конечном счете – великим, уважаемым романистом» (Ebert. 2011. Р. 156).
В 1975 г. за публикации в Chicago Sun-Times Эберт получил Пулитцеровскую премию, став первым кинокритиком, удостоенным этой награды. В том же году Эберт дебютировал на телевидении. Программа, которую он вёл, в разные годы выходила под разными названиями – «Opening Soon at a Theater Near You», «Sneak Previews», «At the Movies» и «Siskel & Ebert & the Movies». Вместе с Дж. Сискелом, критиком из конкурирующей Chicago Tribune, Эберт рассказывал о новинках кино, а также о фильмах, которые недавно посмотрел. Шоу стало первым и самым успешным среди возникавших впоследствии проектов подобного рода (Sternberg. Siskel & Ebert & The Movies). Его популярности способствовала и наглядная система оценивания, которую придумали ведущие, – после обсуждения картины они показывали палец вверх или вниз; два поднятых вверх пальца стали знаком качества для нескольких поколений американских зрителей.
После смерти Сискела в 1999 г. соведущим Эберта стал его коллега, колумнист Chicago Sun-Times Р. Роупер. В начале 2000-х гг. программу из-за проблем со здоровьем покинул сам Эберт: у него диагностировали рак, в 2006 г. в результате осложнений у него удалили нижнюю челюсть, из-за чего он не мог говорить. Позже он мог общаться с окружающими с помощью специального синтезатора речи. В 2008 г. Эберт начал вести блог в Интернете по адресу RogerEbert.com, который усилиями других критиков продолжил существовать и после его смерти. В 2011 г. Эберт вернулся на телевидение с новой программой, «Ebert Presents At the Movies», которую он продюсировал и в некоторых выпусках которой снимался. По примерным оценкам, за почти полувековую карьеру Эберт написал рецензии на более чем 10 000 фильмов. В 2005 г. была открыта звезда Эберта на Аллее славы в Голливуде.
Методология и стиль
Р. Эберт разработал собственную систему оценивания фильмов – от 0,5 [хотя некоторые фильмы, например «Я плюю на ваши могилы» («I Spit on Your Grave», 1978, режиссёр М. Зархи), он признал несостоятельными и отказался оценивать (Sloan. 2017)] до 4 звёзд. Фильмы, получившие 4 звезды по классификации Эберта, признавались «великими» (great). Эберт отмечал, что его оценки – не абсолютные, их нужно воспринимать относительно (Ebert. 2004). Так, супергеройские фильмы он сравнивал с другими супергеройскими фильмами, а не с классикой кино. Поэтому, например, «Убойный футбол» («Shaolin Soccer», 2001, режиссёр Стивен Чоу) и «Хеллбой: Герой из пекла» («Hellboy», 2004, режиссёр Г. дель Торо) получили 3,5 звезды, а «Забриски Пойнт» («Zabriskie Point», 1970) М. Антониони – только 2.
Критик оценивал фильмы и с точки зрения их влияния на аудиторию. В рецензии на фильм М. Уиннера «Жажда смерти 2» («Death Wish II», 1982) он писал, что ставит ноль только художественно несостоятельным и аморальным картинам. Характерная для Эберта озабоченность моральным состоянием публики присутствует, например, в рецензии на слэшер Дж. Зито «Пятница, 13-е – Часть 4: Последняя глава» («Friday the 13th: The Final Chapter», 1984). «Только подумайте о том, что этот фильм сообщит молодой аудитории», – писал критик (Sloan. 2017).
Эберта упрекали в мейнстримности взглядов, однако иногда его оценки расходились с общепринятыми. В частности, он критиковал такие общепризнанные шедевры, как «Синий Бархат» («Blue Velvet», 1986) Д. Линча и «Сияние» («The Shining», 1980) С. Кубрика, а фильму «Крёстный отец 2» («The Godfather: Part II», 1974) Ф. Ф. Копполы поставил только 3 звезды. Впоследствии он пересмотрел своё мнение о «Сиянии» и «Крёстном отце 2», включив оба фильма в третье издание своего списка великих кинопроизведений (Ebert. 2010).
Влияние Эберта на аудиторию было огромным, из-за чего его называют главным кинокритиком Америки. Такой успех отчасти объясняется демократичностью критика: он писал как об артхаусе и классике, так и о голливудских блокбастерах и рассказывал о них относительно простым языком. Его отличала и страстность, с которой он хвалил одни и ругал другие фильмы. Эберта упрекали в популизме, однако в своей передаче он часто рассказывал о независимом кино и иностранных фильмах, о которых благодаря ему узнала широкая аудитория.
Сценарии и книги Эберта
В 1970-х гг. Р. Эберт написал сценарии для нескольких фильмов Р. Майера – режиссёра, прославившегося как автор сексплуатейшенов. Самая известная совместная работа Майера и Эберта – фильм «Изнанка долины кукол» («Beyond the Valley of the Dolls», 1970), который рассказывает о приключениях трёх певиц в Голливуде.
Критик написал более 20 книг, в том числе «Эберт о Скорсезе» («Scorsese by Ebert», 2008) и автобиографию «Роджер Эберт. Сама жизнь: Мемуары» («Life Itself: A Memoir», 2011). Кроме того, опубликовано несколько сборников его рецензий. Отзывы на нелюбимые фильмы Эберта собраны в книге «Я ненавижу, ненавижу, ненавижу этот фильм» («I Hated, Hated, Hated This Movie», 2000) и её продолжении – «Чудовищный невыносимо долгий опыт: новые отстойные фильмы» («A Horrible Experience of Unbearable Length: More Movies That Suck», 2012). Рецензии на картины, получившие 4 звезды, собраны в несколько раз переиздававшемся сборнике «Великие фильмы» [«The Great Movies», 2002 (первое издание)].
Эберт скончался от рецидива рака в Чикаго в возрасте 70 лет (Martin. 2013). Последняя рецензия – на фильм Т. Малика «К чуду» («To the Wonder», 2012) – вышла уже после смерти критика, 6 апреля тоже же года (Ebert. 2013).