Теория авторского кино
Тео́рия а́вторского кино́ (авторская теория; франц. Cinéma d’auteur, англ. Auteur theory), одна из господствующих теорий в киноведении и кинокритике, которая отводит центральную роль в создании фильма режиссёру. Сторонники теории подчёркивают, что именно режиссёр контролирует все аспекты создания фильма и поэтому является его единоличным создателем, автором (франц. auteur). Режиссёры-авторы обладают уникальным ви́дением, которое отличает их от других творцов. Авторская теория была сформулирована в 1950-х гг. во французском журнале Cahiers du Cinéma, в редакцию которого входили будущие режиссёры «новой волны».
В Голливуде периода студийной системы, т. е. господства в кинопроизводстве «большой пятёрки» мейджоров [изначально – MGM (Metro-Goldwyn-Mayer), Paramount, Fox, Warner Bros., RKO (Radio-Keith-Orpheum)], работа режиссёра считалась технической, а более значимыми фигурами были продюсеры, в меньшей степени – сценаристы. Однако несмотря на сходные производственные условия, фильмы разных режиссёров существенно различались по драматургии и киноязыку. На это обратили внимание теоретики и практики кино, которые сформулировали авторскую теорию.
История
Одним из тех, кто предвосхитил появление теории авторского кино, считается режиссёр А. Астрюк (Auteur theory). В 1948 г. в журнале «Французский экран» (L’Écran française) вышло его эссе «Рождение нового авангарда: камера-перо». В нём Астрюк сравнивал режиссёра с писателем. Режиссёр не просто переносит сценарий на экран, но создаёт на его основе собственное уникальное произведение, камера становится для него пером, он пишет ею, как писатель ручкой (Astruc. 1948).
В 1954 г. в журнале Cahiers du Cinéma вышла статья Ф. Трюффо «Об одной тенденции во французском кинематографе», в которой он использовал термин «автор». Будучи на момент выхода статьи сотрудником журнала, а впоследствии одним из ключевых режиссёров «новой волны», Трюффо критиковал «психологический реализм», «стереотипные и однообразные современные сценарии» и их создателей. В то же время он писал о «кинематографистах, чьё ви́дение мира как минимум не менее ценно, нежели взгляды [сценаристов]» (Трюффо. 1985. С. 67). Таких обладающих собственной оптикой режиссёров Трюффо назвал «авторами».
В 1955 г. термин вновь появился на страницах Cahiers du Cinéma в рецензии Ф. Трюффо на фильм «Али-Баба и сорок разбойников» («Ali Baba et les 40 voleurs», 1954, режиссёр Ж. Беккер), в которой он писал о «политике авторов» (Truffaut. 1955. P. 45–47). В 1957 г. там же вышла статья одного из основателей журнала, А. Базена, «О "политике авторов"», в которой он разъяснял, каких режиссёров можно считать авторами (Базен. 2012). Кроме Трюффо в редакцию Cahiers du Cinéma входили ключевые фигуры французской «новой волны», чьи фильмы стали одними из самых известных примеров авторского кино – Ж.-Л. Годар, К. Шаброль, Э. Ромер и Ж. Риветт.
Сторонником и популяризатором авторской теории в США был критик Э. Саррис, живший в Париже в 1950-х гг. и лично знакомый с Ф. Трюффо и Ж.-Л. Годаром. Саррис ввёл термин «Auteur theory» в своём эссе «Заметки об авторской теории», опубликованном в журнале Film Culture в 1962 г. (Sarris. 1962). Позже он развил теорию в книге «Американское кино: режиссёры и направления 1929–1968» (Sarris. 1968).
Сторонники авторской теории сходились в том, что означает авторство в кино, но причисляли к числу авторов разных режиссёров. Ф. Трюффо в Cahiers du Cinéma писал о французах Ж. Ренуаре, Р. Брессоне, Ж. Кокто, американце Г. Хоуксе, снимавшем в Великобритании и США А. Хичкоке и С. Рае из Индии. Об уникальном языке Хичкока в 1960-х гг. писал и канадский критик Р. Вуд. Э. Саррис создал «пантеон» режиссёров-авторов, на вершину которого поместил 14 величайших кинематографистов: Дж. Форда, Р. Флаэрти, Д. У. Гриффита, Г. Хоукса, Б. Китона, О. Уэллса, Ф. Ланга, Э. Любича, Ф. В. Мурнау, М. Офюльса, Дж. фон Штернберга, Ч. Чаплина, Хичкока и Ренуара. В конце 1980-х гг. он добавил в этот список Б. Уайлдера, которого до этого оценивал невысоко.
Критика авторской теории
Одним из наиболее последовательных оппонентов авторской теории была кинокритик The New Yorker П. Кейл, неоднократно вступавшая в полемику с Э. Саррисом в печати в 1960–1980-х гг. Как ответ на авторскую теорию в 21 в. появилась «теория шрайбера» (англ. Schreiber theory, от идиш. Schreiber – сценарист). Создавший её американский критик Д. Кипен считает, что ключевую роль играет не режиссёр, а сценарист и именно он является настоящим автором фильма (Kipen. 2006). Альтернативная точка зрения предлагала дестигматизировать фигуру продюсера, якобы присваивающего себе чужие достижения. В частности, американский исследователь М. Бернстайн именно продюсера объявляет автором кинопродукта в полном смысле слова (Bernstein. 2008). Теорию критиковали и с позиций феминизма, поскольку в любых классификациях режиссёров-авторов, особенно классических, почти никогда нет женщин-постановщиц (Giese. 2013).
Критика авторской теории проникла и в массовую культуру. В 14-м эпизоде 22-го сезона мультсериала «Симпсоны» («The Simpsons», с 1989) – «Angry Dad: The Movie», по сюжету которого Барт получает «Оскар», М. Скорсезе произносит: «Вопреки тому, что Андре Базен мог бы сказать, кино – это коллективный вид искусства. Но нельзя дать всем причастным к его созданию "Оскары"».