«Птюч»
«Птюч», глянцевый молодёжный журнал, издававшийся в России с 1994 по 2003 гг. Главным редактором был журналист И. В. Шулинский. Журнал освещал рейв-культуру, пропагандировал электронную танцевальную музыку в жанре техно, а также описывал современные тенденции в искусстве, литературе и моде. Издание отличалось ярким провокационным стилем материалов, затрагивающих темы наркотиков и сексуальных отношений и зачастую содержащих обсценную лексику. Считается одним из символов российской молодёжной культуры 1990-х гг.
История и стиль
Основателями журнала стали журналист И. В. Шулинский и предприниматели А. Голубев и А. Мир-Касимов. Чтобы найти деньги на проект, Мир-Касимову и Шулинскому пришлось продать свои квартиры («Тайны Москвы»). Шулинский признавался, что в начале 1990-х гг. у него и его единомышленников было лишь фрагментарное представление о западных журналах, в то же время для него и его круга журналы были очень важны. В отсутствие интернета они были единственным окном в мир актуальных тенденций. По признанию Шулинского, он и его друзья, бывая за границей, всегда старались привезти оттуда побольше модных журналов (Горбачев. 2011. 115–116). Создавая «Птюч», Шулинский ориентировался на такие издания, как британский журнал The Facе и американские издания Details и Project X.
Изначально планировалось создать концептуальный художественный журнал. В итоге выбор был сделан в пользу более эклектичной концепции: в издании была информация как о вечеринках, так и об актуальных художественных веяниях. Название, как отмечал главный редактор в своей колонке в первом номере, могло означать «единицу измерения радости».
Первый номер вышел в сентябре 1994 г. Презентация журнала состоялась в вестибюле станции метро «Красные ворота». Её посетили музыкант А. Б. Градский, поэтесса Т. Г. Щербина, продюсер Стас Намин и другие деятели культуры (Владыкин. 1994).
Вначале журнал выходил нерегулярно и отчасти напоминал арт-проект, однако к 1996 г. его тираж доходил до 80 тыс. экземпляров при ежемесячном выпуске (Игорь Шулинский, набор на авторский курс). С изданием работали крупные рекламодатели, такие как Adidas, Coca-Cola, Wella, L’Oréal. Был образован издательский дом, совладельцем которого стала предприниматель Е. А. Шахматова.
В 2000 г. у редакции начались проблемы с финансированием, и коллектив решил выпускать издание под новым брендом «Птюч Сonnection» с целью позднее продать его новому инвестору. Е. Шахматова написала заявление в полицию, обвинив журналистов в использовании редакционной оргтехники для работы над новым проектом. Полиция провела обыски в редакции. Позднее редакторам удалось вернуть себе бренд, и журнал снова начал выходить под названием «Птюч».
К 2003 г. распространение интернета и конкуренция с другими печатными изданиями плохо сказались на рентабельности предприятия. Редакция приняла решение не искать нового инвестора, а закрыть журнал, оставив его как памятник эпохе.
Журнал «Птюч» ассоциировался с образом жизни модной молодёжи, посещающей ночные клубы, увлечённой современным искусством, авангардной литературой, авторским кино. На обложках печатались фотографии художников А. Д. Бартенева и В. Мамышева-Монро, диджеев И. Салмаксова и Компаса-Врубеля, певицы Бьорк и поп-группы «Иванушки International».
Журнал печатал произведения У. Берроуза, Т. Лири, Егора Радова, И. С. Холина, Николая Байтова, рассказывал о творчестве К. Тарантино и Дж. Джармуша, объяснял понятия современной массовой культуры (например, «киберпанк»). В издании выходили материалы журналистов И. В. Мальцева, М. Семеляка, М. Эймса, поэта Александра Дельфинова и др. Многие статьи публиковались без подписи, анонимность дополнительно стимулировала авторов открыто делиться эксцентричными взглядами и опытом. Откровенность, наивность, «неформатность» были визитной карточкой «Птюча», отличавшей его от основного конкурента – журнала «ОМ», более респектабельного, умеренного, коммерчески выверенного, рассчитанного не столько на «богему», сколько на зарождающийся «офисный планктон» (Семеляк. 2008).
«Птюч-клуб»
«Птюч-клуб» – андеграундный танцевальный техно-клуб в Москве, созданный основателями одноимённого журнала и существовавший с 1994 по 1997 гг. Клуб находился в здании советского бомбоубежища в 5-м Монетчиковском переулке. Первый вариант интерьера был выполнен московским архитектором И. И. Вознесенским. Характерной особенностью дизайна была обивка стен серебряным материалом. Позднее арт-директор клуба И. Б. Салмаксов оформил помещение в более гламурном стиле (Барышева. 2019).
В «Птюч-клубе» впервые в России начали играть танцевальную электронную музыку в жанре «техно». В клубе на постоянной основе работали диджеи Зорькин, Компас-Врубель, Джанго, Рома Ёж и Иван Салмаксов, позднее ставший одним из руководителей клуба. В заведении выступали также зарубежные исполнители – Джими Тенор, Green Velvet, The ORB.
Клуб с интересом относился к новому для России жанру современного искусства – видео-арту. Видеогалерею с показами работ курировала художественный критик Т. Могилевская. Там демонстрировались работы художников С. А. Шутова, А. В. Новикова, Н. Ю. Анохина, А. М. Сидорова, А. И. Насонова, К. А. Преображенского, А. Ю. Беляева-Гинтовта. Помимо видеохудожников, с видеорядом работали виджеи. Так, например, во время выступления поэта Д. А. Пригова ему «пририсовали» на экране опухоль. В рамках видеогалереи проходили также традиционные кинопоказы, которые проводил коллега Шулинского Г. И. Устиян (Барышева. 2019).
Политика фейсконтроля строилась таким образом, чтобы в заведение попадали модные и интеллигентные люди. На первых порах крен был в сторону «интеллигентности», позднее – гламурности и позитивного настроя (Барышева. 2019). Основателям было важно, чтобы в заведение не попадали бандиты, игравшие заметную роль в ночной жизни 1990-х гг. Известный курьёз связан с отказом пройти в клуб актёру Л. И. Ярмольнику и музыканту А. В. Макаревичу (является иностранным агентом) : в «Птюч-клубе» посчитали, что эти артисты не соответствуют стилю и духу заведения (Барышева. 2019).