«ОМ» (журнал)
«ОМ», российский молодёжный развлекательный журнал, выходивший с 1995 по 2006 гг. Пост главного редактора в 1995–1998 и 2003–2004 гг. занимал журналист и музыкант И. П. Григорьев. Издание было посвящено современной популярной культуре и ориентировалось на молодых людей, увлечённых актуальными трендами, которые начинали проникать в Россию с Запада. Наравне с журналом «Птюч» «ОМ» стал символом «продвинутой» молодёжи 1990-х гг.
Название «ОМ» никогда не объяснялось. Выдвигались разные версии расшифровки: от инициалов актёра О. Е. Меньшикова до единицы сопротивления току (Молчанов. 2005).
История
«ОМ» был одним из первых российских глянцевых изданий. Журналист И. П. Григорьев, ранее работавший корреспондентом газет «Крестьянские ведомости» и «Аргументы и Факты», стал медиаменеджером благодаря предпринимателю Б. Г. Зосимову, издававшему журнал «Империал» (Молчанов. 2005). Поработав главным редактором глянцевых изданий «Империал» и «Амадей», Григорьев основал собственный журнал «ОМ». Журнал сразу приобрёл популярность и коммерческий успех.
Во время финансового кризиса 1998 г. Григорьев оставил пост главного редактора и уехал за границу. Издание продолжило выходить под руководством журналиста А. Ж. Канкулова.
В 2003 г. Григорьев вернулся в журнал. Он обновил команду, изменил нумерацию, выпустив «первый» номер издания, а также выбрал более вызывающую подачу в материалах и оформлении. Так, во время скандала вокруг конфликта между Ф. Б. Киркоровым и журналисткой И. М. Ароян музыкант появился на обложке журнала в гриме, имитирующем ссадины и синяки. Оформление стало поводом для спора с издателем. Григорьев окончательно покинул «ОМ», и спустя некоторое время журнал был закрыт.
Особенности журнала
В отличие от ближайшего конкурента, журнала «Птюч», «ОМ» не был ориентирован исключительно на «клубную» молодёжь. Издание было более демократичным, «мейнстримным». В журнале писали не только про прогрессивную музыку, но и об эстраде и зарождающемся «рокапопсе» – качественном, мелодичном русском роке, ставшем визитной карточкой России конца 1990-х – начала 2000-х гг. «ОМ» первым поставил на обложку певицу Земфиру и солиста группы «Мумий Тролль» И. И. Лагутенко (Зенкина. 2013).
В отличие от И. В. Шулинского, главного редактора журнала «Птюч», главред «ОМа» И. П. Григорьев равно ценил модную западную музыку и отечественную эстраду. Поэтому Григорьеву было важно брать интервью у исполнителей, с творчеством которых он познакомился ещё ребёнком.
Первые русские глянцевые журналы вдохновлялись западными образцами культурных медиа. Журналистка С. Рейтер отмечает, что главное отличие «Птюча» от «ОМа» было в том, что первый копировал американский журнал о моде W и основанный Э. Уорхолом Interview, а «ОМ» – британское издание Dazed & Confused и американский мужской журнал Details (Горбачев. 2011).
«ОМ» неоднократно признавался «журналом года» премией музыкальных СМИ «Знак качества». В 1997 г. завоевал премию «Овация» в журнальной номинации. Журналист М. Семеляк, сотрудничавший с «ОМ», считает, что в отличие от андеграундного «Птюча» «ОМ» «жаждал... аляповатых наград» (Семеляк. 2008).
Во второй половине 1990-х гг. «ОМ» был законодателем вкуса в одежде, музыке, кино, развлечениях. По утверждению членов редакции, от рецензий на музыкальные релизы зависели продажи компакт-дисков на «Горбушке» и в магазине «Пурпурный легион» (Зенкина. 2013). Журнал был одним из немногих источников сведений об актуальной культурной повестке. Редакция пользовалась статусом культуртрегеров: журнал четыре раза выпускал сборники лучших образцов русской музыки, включающие песни групп «Сплин», «Би-2», «Танцы Минус», «Маша и Медведи», Tequilajazzz и др. В 1999 г. журнал опубликовал рейтинг 50 лучших альбомов в истории отечественной музыки. На первом месте оказалась «Группа крови» «Кино», на втором – «Русский альбом» Ж. Х. Агузаровой, на третьем – «Икра» группы «Мумий Тролль». Замыкал список «Гранатовый альбом» группы «Сплин».
Если в отношении российской музыки «ОМ» следовал массовому вкусу, в отношении западной – в роли просветителя. Один из редакторов «ОМа» А. В. Бухарин отмечает, что раздел иностранных рецензий был на тот момент самым прогрессивным в стране (Зенкина. 2013). В журнале выходило интервью с британской эйсид-джаз-группой Red Snapper, британским электронным коллективом Autechre, впервые в России вышла заметка о французской электронной группе Daft Punk.