Cahiers du Cinéma
Cahiers du Cinéma (с франц. «Кинематографические тетради»), французский журнал о кино, основанный в 1951 г. теоретиком кино А. Базеном и группой критиков, в которую входили будущие лидеры «новой волны» – Ж.-Л. Годар, Ф. Трюффо, К. Шаброль, Ж. Риветт и Э. Ромер. В 1950-х гг. на страницах журнала были опубликованы тексты, которые легли в основу влиятельной авторской теории кино. Остаётся одним из наиболее авторитетных изданий о кино в мире. Ежегодно составляет список из 10 лучших фильмов – Top 10 des Cahiers du cinéma.
История
Первым главным редактором Cahiers du Cinéma стал теоретик кино А. Базен, основавший журнал в Париже вместе с критиками Ж. Дониоль-Валькрозом и Ж.-М. Ло Дюка. В первый состав редакции входили будущие режиссёры Ж.-Л. Годар, Ф. Трюффо и др. Одной из задач, которые ставил перед собой новый журнал, было доказать, что кино не просто развлечение, но искусство. Позже, в 1959 г., Годар заявил, что Cahiers du Cinéma это удалось: «Мы победили, утвердив принцип, согласно которому фильмы Хичкока не менее важны, чем книги Арагона. Благодаря нам кинорежиссёры окончательно и бесповоротно вошли в историю искусства» (цит. по: Бикертон. 2019. С. 7–8).
В первые годы после основания журнала авторы Cahiers du Cinéma не только меняли представления о значении кинематографа, но и революционизировали подходы к оценке качества фильмов. В 1954 г. в журнале вышла статья Ф. Трюффо «Об одной тенденции во французском кинематографе», в которой он критиковал французские «качественные фильмы», «папино кино» (le cinéma de papa), считавшиеся эталонными в послевоенные годы. Авторов Cahiers du Cinéma, напротив, восхищали американские фильмы, которые до этого французские критики не воспринимали всерьёз.
Критики Cahiers du Cinéma высоко ценили работы А. Хичкока, Г. Хоукса и Н. Рэя (А. Базен называл авторов журнала «хичкоко-хоуксовцами»), с восхищением писали о голливудском жанровом кино: вестернах, триллерах и т. д. В 1950-е гг. в Cahiers du Cinéma была сформулирована авторская теория – во французской версии она называлась «политика авторов» (la politique des auteurs); термин «авторская теория» предложил американский критик Э. Саррис.
«Красные годы»
До 1964 г. Cahiers du Cinéma выходил под жёлтыми обложками, поэтому период с основания журнала до 1959 г., когда редакционную политику определял А. Базен, называют «жёлтым». В 1957 г. во главе журнала встал Э. Ромер, который сменил Базена, умершего годом позже. В 1960-х гг. между Ромером и Риветтом разгорелась полемика о том, стоит ли рассматривать фильм сам по себе, в отрыве от действительности или в связи с ней. Ромер выступал за формалистский подход к кино, Риветт, всё более интересовавшийся политикой, отстаивал структуралистский подход. В споре победил Риветт, который стал главным редактором Cahiers du Cinéma в 1963 г. В эти годы журнал утратил интерес к объявленному буржуазным американскому кино и стал чаще писать о европейских фильмах.
От Ж. Риветта руководство журналом в 1965 г. перешло к Ж.-Л. Комолли и Ж. Нарбони. В 1960-х гг. Cahiers du Cinéma, изначально далёкий от политики и сосредоточенный на стилистических и художественных особенностях фильмов, постепенно становился всё более радикально левым. Поэтому период 1969–1973 гг. вошёл в историю журнала как «красный» из-за маоистских симпатий редакции.
Глянцевый журнал
C 1973 г. главным редактором Cahiers du Cinéma был С. Дане, в 1981 г. пост перешёл к С. Тубиана, при котором журнал вновь поменял вектор развития в сторону коммерциализации, глянца. В 1980-х гг. журнал «слился с безликой массой популярных киножурналов, занятых в основном обсуждением кассовых сборов и претендентов на "Оскар"» (Бикертон. 2019. С. 12). В 1989 г. в номере 423 на обложке журнала появился американский актёр М. Китон в образе Бэтмена (темой номера стала премьера супергеройского фильма Т. Бёртона), что вызвало скандал (Трофименков. 2010): читатели обвинили редакцию в том, что она предала идеалы Cahiers du Cinéma и отцов-основателей журнала.
Независимый в момент основания, журнал несколько раз менял владельцев. В 1988 г. его в составе издательства Létoile купил медиаконцерн Le Monde. В 2009 г. Cahiers du Cinéma перекупил владелец британского издательства Phaidon Press Р. Шлагман. В 2020 г. Cahiers du Cinéma приобрела группа французских продюсеров и бизнесменов, после чего из-за конфликта с новыми владельцами редакция журнала уволилась в полном составе (La rédaction quitte les Cahiers du cinéma ... 2020). Некоторые комментаторы утверждают, что Cahiers du Cinéma окончательно растерял свой авторитет, превратился в «банального глашатая мира зрелищ» (Бикертон. 2019. С. 20).