Гриффит Дэвид Уорк
Гри́ффит Дэ́вид Уо́рк, Дэвид Ллуэлин Уорк Гриффит (David Llewelyn Wark Griffith) (22.1.1875, Ла-Грейндж, по другим сведениям, Флойдс-Форк, штат Кентукки – 23.7.1948, Голливуд, ныне в черте Лос-Анджелеса, штат Калифорния), американский кинорежиссёр, сценарист.
В кино с 1907 г. (на киностудиях Edison и Biograph). В ранний период творчества поставил несколько сотен короткометражных немых фильмов (драмы, комедии, исторические фильмы, экранизации). Работал в Голливуде (кинокомпания Mutual), в 1915 г. вместе с Т. Х. Инсом и М. Сеннетом возглавил фирму Triangle (здесь под руководством Гриффита было поставлено около 40 фильмов).
С 1919 г. начал выпускать фильмы как независимый продюсер для фирмы United Artists (организованной Гриффитом совместно с Д. Фэрбенксом, М. Пикфорд и Ч. Чаплином). Постепенно вокруг Гриффита образовалась группа молодёжи, которую он обучал новым методам актёрской игры. Итогом поисков Гриффита стал полнометражный фильм «Рождение нации» (1915), вызвавший ожесточённую критику (основой для фильма послужил роман Т. Диксона «Человек клана», прославлявший ку-клукс-клан); между тем фильм стал классическим образцом использования новых, собственно кинематографических, средств в организации сюжетного развития.
В 1916 г. Гриффит создал фильм «Нетерпимость» – один из этапных в мировом киноискусстве. Снятый с грандиозным постановочным размахом, фильм затрагивал широкий круг философских и моральных проблем. Нетерпимость трактована как зло, отравляющее жизнь во все времена и у всех народов. Обратившись к огромному историческому и мифологическому материалу, Гриффит использовал необычные для того времени кинематографические приёмы: обширные движущиеся панорамы, неожиданные ракурсы, затемнения, перекрёстный монтаж, который комбинировал разновременные сцены в непрерывно нарастающем ритме.
Со временем Гриффит всё более склонялся к идеализации американской провинции, к сентиментальной мелодраме. Картины патриархальной фермерской жизни он противопоставлял соблазнам городской культуры. Наиболее типичным персонажем в фильмах Гриффита была страдающая, беззащитная девушка, а наиболее типичной актрисой школы Гриффита стала Л. Гиш («Сломанные побеги», 1919; в отечественном прокате «Сломанная лилия»).
Среди других немых фильмов: «Сердце мира» (1918), «Любовь в счастливой долине» (1919, в отечественном прокате «На зов города»), «Путь на Восток» (1920), «Сиротки бури» (1921, в отечественном прокате – «Две сиротки»), «Разве жизнь не чудесна?» (1924), «Скорбь сатаны» (1926). Его звуковые фильмы: «Леди тротуаров» (1929), «Авраам Линкольн» (1930) успеха не имели; после фильма «Схватка» (1931, звуковой) Гриффит прекратил работу в кино.
Гриффит видел в режиссёре создателя целостной художественной системы; почти в каждом фильме он стремился разрешить ту или иную формальную или эстетическую проблему. Разработал принципы игры в кинематографе, воспитав замечательную плеяду актёров: Д. и Л. Гиш, М. Марш, Р. Харрон, Р. Бартелмесс, К. Демпстер, М. Пикфорд и др. Некоторые ученики Гриффита стали впоследствии режиссёрами: Т. Браунинг, Дж. Конуэй, В. Флеминг, Р. Уолш, М. Сеннет, Э. фон Штрогейм, Д. Крисп и др. Гриффит многое перестроил в технике и манере киносъёмки, открыл огромные возможности съёмочной камеры и её роль в построении единого экранного образа. В 1922 г. Гриффит запатентовал оригинальный способ комбинированных съёмок.
Творчество Гриффита оказало значительное влияние на дальнейшее развитие киноискусства, в ряде стран (США, Италия и др.) организованы специальные общества по изучению наследия Гриффита.
Премия «Оскар» за вклад в развитие киноискусства (1935).