«Афиша» (журнал)
«Афи́ша», российский информационно-развлекательный журнал, с 1999 по 2015 гг. выходивший в бумажной версии (формально решение о закрытии было принято в 2016), позже – в формате сайта (с 2013 по 2015 – группы сайтов). Глянцевый журнал о развлечениях Москвы был основан журналистом И. В. Осколковым-Ценципером, который стал его первым главным редактором. Первоначальная инвестиция в проект составила 1 млн долл. Учредителями выступили А. В. Кудряшов (с 51 % акций) и Эндрю Полсон (с 15 %). Тематика и стилистика «Афиши» во многом наследовали журналу «Столица» (версии журналиста С. А. Мостовщикова).
Журнал «Афиша» выходил 1 раз в 2 недели и информировал читателей о расписании киносеансов, содержал анонсы концертов и страничку объявлений. Фактически издание выгодно отличалось от конкурентов высоким качеством журналистских текстов: рецензий, интервью, обзоров, шуточных игровых материалов. Авторы «Афиши» рецензировали весь поток фильмов, спектаклей, концертов, выставок, книг, вечеринок в ночных клубах и других мероприятий, формируя вкус и мироощущение столичного среднего класса.
Колонки и редакционные статьи задавали характер восприятия ключевых культурных трендов, иногда сами создавали их. Это отразилось на раннем слогане «Афиши»: «Как скажем, так и будет». Тематические номера журнала об отечественной поп-музыке, российских медиа, главных русских фильмах и прочем приобрели культовый статус и ныне рассматриваются как объекты коллекционирования. Журналистские приёмы и форматы, бывшие визитной карточкой «Афиши», получили распространение в современной российской прессе. Так, начиная интервью о новом проекте, журналисты «Афиши» часто использовали формулировку «Зачем вы это сделали?». На 2021 г. эта фраза является названием рубрики в «Афиша Daily».
В 2003–2008 гг. главный редактор «Афиши» – известный медиаменеджер Ю. Г. Сапрыкин. В 2008 г. главным редактором был назначен И. И. Красильщик (которому едва исполнился 21 год). В редакции кадровое решение объяснили тем, что журнал должны делать «люди, находящиеся внутри того образа жизни, который этот журнал отражает» (Морев. 2008). В 2013 г. Красильщика сменил музыкальный критик А. В. Горбачёв, проработавший до 2014 г. Последним главным редактором стал Д. Г. Трабун (до 2016).
В 2016 г. журнал, находившейся к тому моменту в структуре холдинга Rambler&Co А. Л. Мамута, был закрыт. Изначально планировалось выпустить в течение 2016 г. четыре номера в качестве альманаха-спецпроекта, но в дальнейшем от этой идеи отказались из-за несостоятельности бумажного формата издания.
Под брендом «Афиши» с момента её основания существовало множество проектов, например тематические приложения к журналу «Афиша. Еда» и «Афиша. Путешествия», путеводители по городам мира, сборники рецензий на лучшие фильмы в истории кино, музыкальный фестиваль «Пикник Афиши».
Авторы и культура хипстеров
Среди авторов «Афиши», определявших образ журнала, – кинокритики М. И. Брашинский, А. Васильева, Р. О. Волобуев, С. И. Зельвенский и С. Ф. Ростоцкий, музыкальный критик А. В. Горбачёв, книжный критик Л. А. Данилкин, театральный критик Е. Ковальская, обозреватель ночных клубов С. Тронз, ресторанный критик Е. Куйда и фешен-журналист А. Лыкова. Разных авторов «Афиши» часто упрекали в снобизме, излишней язвительности, дидактичности, ироничности.
«Афиша» популяризировала в России слово «хипстер» как название специфической субкультуры. Брюки-чинос, клетчатые рубашки (т. н. preppy look, от college preparatory schools; с англ. стиль учащихся в престижных частных школах), зеркальные фотоаппараты, позже – айфоны – так выглядел среднестатистический читатель «Афиши» к 2008 г.
В программной колонке «На сложных щах» Ю. Г. Сапрыкин фактически ввёл в активный оборот слово «хипстер». До этого Осколков-Ценципер и Сапрыкин употребляли выражение «модные дети». В ближайшие четыре года слово «хипстер» стало одним из ключевых не только в культурной, но и в политической повестке. Расцвет хипстерской культуры коррелировал с разговорами об инновациях и креативном классе, характерными для президентства Д. А. Медведева (2008–2012).
Два года спустя Сапрыкин написал ещё одну колонку о хипстерах под заголовком «Бликующая гопота» (игра слов, отсылка к фразе, приписываемой бывшему пресс-секретарю Д. А. Медведева Н. А. Тимаковой об участниках движения «Наши»: «Кремль больше не нуждается в ликующей гопоте»). Сапрыкин отмечал, что в России сформировалось два отдельных народа, один «с айфоном», другой «с шансоном», и им очень трудно найти взаимопонимание.
Подобно тому как «Коммерсантъ» объединил вокруг себя российский деловой класс, которого на момент основания газеты ещё не было, «Афиша» сформировала субкультуру хипстеров. Слово предшествовало самому явлению, которое оно обозначает. Это отмечал, в частности, профессор, лингвист М. А. Кронгауз.
«Афиша» в Интернете
Сайт afisha.ru появился почти одновременно с бумажным изданием. Позднее появился сайт «Афиша Daily», который в 2013 г. разделили на три портала «Афиша-Волна» (о музыке), «Афиша-Воздух» (о литературе, кино, театре) и «Афиша-Город» (о развлечениях в Москве). У каждого сайта был свой шеф-редактор.
В 2015 г. три сайта вновь объединили в один – «Афиша Daily». Его главным редактором стала журналист Е. Дементьева, ранее возглавлявшая приложение к «Афише» – издание «Daily Еда». Ныне это ключевая площадка, с которой ассоциируется бренд «Афиша». С 2016 г. «Афиша» представлена только в Сети: сайтами «Афиша Daily» и afisha.ru, которые являются активами медиахолдинга Rambler Group. В 2017 г. и. о. главного редактора «Афиша Daily» стала Ю. Рабкина, с 2017 по 2019 гг. сайтом руководил журналист Е. Беляков. С 2019 г. главный редактор «Афиша Daily» – Т. Бебутов.
«Афиша» активно экспериментирует с видеоформатами, развивает разные шоу на YouTube. Например, «Узнать за 10 секунд» – это развлекательная программа, в которой звёзды современной российской молодёжной культуры пытаются по первым тактам угадать произведения своих коллег, параллельно общаясь с ведущими. Гостями программы были деятели культуры и шоу-бизнеса. Также выходят подкасты «Афиши».
Эксперты и наблюдатели не раз отмечали кардинальные содержательные и стилистические различия между бумажным журналом, особенно «классического» периода 2000-х гг., и современным электронным изданием. В 2020-х гг. редакция тщательно следит за актуальными трендами массовой культуры, такими как рэп или сериалы, стараясь оперативно информировать читателя.