Буддизм во Вьетнаме
Будди́зм во Вьетна́ме, буддийские школы, распространённые среди вьетнамцев со 2–3 вв. доныне. Относятся к школам дальневосточного буддизма махаяны. Согласно переписи населения во Вьетнаме (2019), последователями буддизма объявили себя 4,6 млн человек (4,7 % населения). По оценкам иностранных экспертов, численность буддистов во Вьетнаме превышает 10 млн человек. Кроме того, в буддийских церемониях участвуют те, кто формально не причисляет себя ни к каким религиям (бо́льшая часть населения страны).
Распространение буддизма
Буддизм начал распространяться среди вьетнамцев в первые века н. э., когда населённые ими земли (север современного Вьетнама) входили в состав империи Хань. В то время буддизм проповедовали выходцы из Индии, Средней Азии и соседних индуизированных государств, в первую очередь Чампы, поскольку китайские буддийские школы в то время ещё не оформились.
В 5 в. во Вьетнаме проповедовал китайский монах Тань Хун (вьетн. Дам Хоанг), последователь школы Чистой земли (кит. цзинту, вьетн. тиньдо). С 6 в. получил распространение чань-буддизм (вьетн. тхиен). Основателем самой ранней школы тхиен-буддизма стал прибывший из Китая выходец из Индии – Винитаручи (ум. 594). Преемственность наставников его школы прослеживается до 13 в.
Судя по археологическим данным, в 10 в. во Вьетнаме также была распространена ваджраяна, о чём дошедшие до нас письменные памятники не упоминают.
Развитие школ в 11–18 вв.
В независимом от Китая Дайвьете буддизм пользовался поддержкой властей. В правление династии Поздние Ли (11–12 вв.) монахи сыграли важную роль в становлении государства, выступали советниками правителей, участвовали в политической жизни. К этому времени относится сооружение Пагоды на одном столбе (Тюа-Мот-Кот), внешне напоминающей лотос.
При династии Чан (13–14 вв.) монахи уже не участвовали в государственных делах, но сами правители нередко выступали как буддийские мыслители. В частности, сохранились буддийские трактаты, стихи Чан Тхай Тонга (правил в 1225–1258). Чан Нян Тонг (1258–1308, правил в 1278–1293) основал тхиен-буддийскую школу чуклам (буквально – бамбуковый лес). 13–14 вв. считается временем «вьетнамизации» буддизма, творческим периодом в разработке главных категорий махаяны (шуньята, праджня, «природа Будды» и др.). Главный памятник буддийской литературы того времени – «Собрание лучших цветов из сада тхиен» («Тхиен уиен тап ань», 14 в., частично переведён на русский язык в 1996).
Во времена правления Поздних Ле (15–18 вв.) всё большее влияние оказывала школа Чистой земли, однако буддизм в целом отошёл на второй план и перестал пользоваться государственной поддержкой из-за усиления влияния неоконфуцианства. Вместе с тем в этот период прибывали проповедники из Китая, развивались школы. Тогда же буддийские сочинения были переведены с классического китайского языка на вьетнамский с помощью оформившейся в 13–14 вв. иероглифической письменности «тьы ном».
Вьетнамский буддизм в 19–21 вв.
При Нгуенах (19 – 1-я половина 20 вв.) деятельность вьетнамских буддийских школ испытывала множество ограничений со стороны правителей династии, а затем и колониальных властей Французского Индокитая. При этом в 1920–1930 гг. буддизм переживал подъём в рамках движения за «возрождение»: создавались буддийские ассоциации для монахов и мирян, появлялись периодические буддийские журналы, в типографиях издавалась буддийская литература уже на вьетнамском языке в латинской графике, что значительно упростило понимание буддийских текстов широкими слоями населения. Буддизм оказал существенное влияние на формирование вьетнамских синкретических культов, наиболее значительными из которых были каодай и хоахао.
В Южном Вьетнаме буддисты притеснялись в правление католика Нго Динь Зьема. В 1960-е гг. противоречия буддистов и католиков вылились в политическое противостояние, сопровождавшееся голодовками и демонстрациями со стороны буддистов. В 1963 г. самосожжение монаха Тхить Куанг Дыка (1897–1963) спровоцировало крах режима. Смена власти позволила буддийским организациям развернуть свою деятельность. Началось масштабное строительство храмов, монастырей, учебных заведений. Конец 1960 – начало 1970-х гг. оценивается как «буддийский ренессанс» во Вьетнаме. Тогда же благодаря проповеди видного деятеля вьетнамского буддизма Тхить Нят Ханя о вьетнамском буддизме узнали на Западе.
С установлением власти коммунистической партии (1945) деятельность религиозных организаций на севере Вьетнама была жёстко ограничена. Наибольший размах антирелигиозной политики пришёлся на 1950–1960 гг. С завершением Вьетнамской войны 1960–1975 гг. и объединением Вьетнама под властью коммунистов (1975) запреты на религиозные практики распространились и на южные провинции. В 1980-е гг. вьетнамские буддисты вели свою деятельность под эгидой государства, стремившегося объединить все буддийские течения в единую вьетнамскую сангху. Тем не менее в современном вьетнамском буддизме сосуществуют различные течения, относящиеся к традиционным буддийским школам (тхиен, школа Чистой земли) и современным школам медитации (в частности, школа чуклам, претендующая на родство с одноимённой школой 13 в.).