Жанна д'Арк
Жа́нна д’Арк (Jeanne d’Arc; Орлеанская Дева, Pucelle d’Orléans) (около 1412, деревня Домреми, Лотарингия, ныне Домреми-ла-Пюсель, департамент Вогезы – 30.5.1431, Руан), национальная героиня Франции, участница Столетней войны 1337–1453 гг., святая римско-католической церкви. Оказала решающее воздействие на исход войны и победу Франции.
Биография
В судьбе Жанны д’Арк сохраняется множество загадок и неясностей, порождающих различные легенды, версии и гипотезы. По общепринятому мнению, Жанна д’Арк родилась в крестьянской семье в районе Лотарингии, постоянно страдавшем от военных действий и вторжения англичан, в детские годы видела ужасы и тяготы войны. В юности, узнав старинную легенду о юной невинной деве – спасительнице страны, прониклась убеждением, что сможет выполнить эту миссию и освободить Францию от англичан. С 13 лет начала слышать голоса святых, убеждавших её в этом предназначении, различая среди них архангела Михаила, святую Екатерину Александрийскую и святую Маргариту Антиохийскую. С третьей попытки Жанне д’Арк удалось заручиться поддержкой коменданта ближайшей крепости Вокулёр, Р. де Бодрикура, сторонника дофина Карла (король Карл VII, провозглашённый, но до июля 1429 г. некоронованный), и с помощью выделенного им эскорта добраться до замка Шинон, где находился Карл и его двор. В конце февраля – начале марта 1429 г. состоялась встреча Жанны д’Арк с Карлом, во время которой она убедила дофина в легитимности его прав на трон и в грядущей победе над англичанами в том случае, если он предпримет решительные военные действия с её помощью. Ей удалось завоевать доверие короля и уверить его в своей миссии Девы-спасительницы. Девственность Жанны д’Арк была подтверждена Карлу медиками, а чистота веры – комиссией богословов из университета в Пуатье. После этого Карл поставил Жанну д’Арк во главе французской армии с обозом и снаряжением, которая в апреле 1429 г. двинулась к осаждённому Орлеану, последнему укреплённому форпосту на продвижении англичан на юг страны. Известие о том, что армией руководит посланница Бога, вызвало небывалый подъём среди жителей осаждённого города. Вступив в Орлеан в конце апреля и проведя успешные атаки на английские укрепления, блокирующие город, 8 мая 1429 г. Жанне д’Арк удалось снять осаду с города, длившуюся 209 дней. Освобождение Орлеана имело не только большое стратегическое, но и эмоционально-психологическое значение, вселив в французов веру в свои силы и ознаменовав кардинальный поворот в ходе войны. Это событие заметили не только повсюду во Франции, но и за её пределами, что подорвало боевой дух англичан и их союзников. В последующие месяцы французская армия во главе с Жанной д’Арк стремительно взяла города Жаржо, Мён, Божанси, Труа, Шалон (ныне Шалон-ан-Шампань); разгром англичан в битве при Пате (18 июня 1429) открыл Карлу путь на Реймс, где 17 июля 1429 г. состоялись его коронация и миропомазание по установленному обычаю французских королей; Жанна д’Арк участвовала в этой церемонии, ставшей пиком миссии национальной героини и одновременно началом заката. С этого времени Карл и его окружение делали ставку на переговоры, прежде всего с герцогом Бургундским Филиппом Добрым, отказавшись от дальнейших военных действий. Жанна д’Арк мешала этим планам и была фактически отстранена от командования.
После некоторого бездействия Жанна д’Арк решила воевать самостоятельно и в конце августа 1429 г. во главе отряда волонтёров двинулась к Парижу с целью его освобождения. Жанна не встретила сочувствия у парижан-бургиньонов и 8 сентября 1429 г. при попытке штурмом взять город потерпела поражение, была ранена во время атаки на ворота Сент-Оноре, после чего её авторитет начал снижаться. В мае 1430 г. Жанна д’Арк со своим отрядом отправилась на помощь осаждённому бургундцами Компьеню по призыву его жителей. Ей удалось проникнуть в город, но во время одной из вылазок Жанна д’Арк была захвачена в плен войсками Жана Люксембургского, вассала герцога Бургундского и союзника англичан.
После переговоров 21 ноября 1430 г. за 10 тысяч ливров выкупа он передал Жанну д’Арк англичанам, подвергнувшим её в начале 1431 г. суду инквизиции (его возглавлял епископ Пьер Кошон, в диоцезе которого она была схвачена). Результат судебного процесса был предрешён изначально – власти рассчитывали на смертный приговор, который лишил бы легитимности коронацию Карла VII и приписал бы его последующие победы магии и колдовству. Жанна д’Арк, обвиняемая церковным судом, тем не менее была помещена под охрану англичан. В ходе допросов Жанна д’Арк держалась уверенно и умело опровергала все предъявленные ей обвинения, в числе которых ношение мужской одежды (ранее было разрешено комиссией богословов в Пуатье), вера в свои пророчества как в божественные откровения, неподчинение авторитету Церкви, магические практики и сношения с дьяволом. В первоначальном обвинении фигурировали оба вида преступлений: колдовство и ересь. Однако, отрёкшись, можно было избежать казни. Так и поступила Жанна д’Арк, привезённая на кладбище церкви Сент-Уэн 24 мая 1431 г. После оглашения смертного приговора она признала свою вину, отреклась от ереси, вынудив тем самым заменить казнь на заключение (срок не был определён).
Однако вскоре Жанна д’Арк вновь надела мужское платье, и тогда судьи провели новый быстрый процесс, обвинив её в вероотступничестве и повторном впадении в ересь, что предусматривало смертный приговор. 29 мая 1431 г. Жанна была приговорена к сожжению заживо. Казнь Жанны д’Арк состоялась 30 мая 1431 г. на площади Старого Рынка в Руане.
После отвоевания Парижа и вступления в Руан Карл VII инициировал расследование с целью снять с Жанны д’Арк обвинение в ереси. В 1455 г. по ходатайству матери Жанны д’Арк Карл VII начал процесс реабилитации Девы; на основе показаний свидетелей все подозрения в колдовстве и ереси были сняты, в 1456 г. папа Каликст III отменил приговор руанского суда. На протяжении последующих веков образ Жанны д’Арк менялся и регулярно использовался в произведениях хронистов, историков, публицистов, писателей, политиков, а также в операх, пьесах и кинематографе. В 1909 г. Жанна д’Арк была беатифицирована, 16 мая 1920 г. канонизирована папой Бенедиктом XV. День освобождения Орлеана является местным праздником, 8 мая празднуется как День Жанны д’Арк, национальный праздник патриотизма.
Образ в искусстве
Ранние изображения Жанны д’Арк встречаются в книжной миниатюре 15 в., некоторые из них исполнены прижизненно (сохранился по меньшей мере один рисунок, созданный Клеманом де Фокамбергом на полях протокола Парижского парламента в мае 1429 по устным описаниям внешности воительницы; Национальные архивы Франции). Наиболее пространный цикл иллюстраций к истории Орлеанской Девы содержится в рукописи «Вигилии на смерть короля Карла VII» (конец 15 в., Национальная библиотека Франции, Париж, Français 5054). Первый памятник Жанне д’Арк поставлен на рубеже 15 и 16 вв. в Орлеане (восстановлен скульптором Э. Леско после разрушения гугенотами в 1567, окончательно разрушен в 1792), где воительница изображена в доспехах и с распущенными волосами, стоящая на коленях в молитвенной позе. Эту иконографию использовал для образа Жанны д’Арк П. П. Рубенс (около 1620, картина завершена мастерской после 1640; Художественный музей Северной Каролины, Роли). В исторической живописи 19 в. национальную героиню Франции многократно изображали в моменты сражений, военных триумфов, плена и последующего суда инквизиции (картины Ф. Л. Бенувиля, П. Делароша, Ж.-О.-Д. Энгра и др., фрески со сценами из жизни Жанны д’Арк кисти Ж.-Э. Леневё в интерьере парижского Пантеона, 1886–1890). Под влиянием символизма распространились изображения Девы-воительницы, в которых на первый план выходят её мистический опыт общения со святыми или экзальтированная религиозность (Ж. Бастьен-Лепаж, Г. Бюсьер, П. Гоген, Дж. Э. Милле, Д. Г. Россетти и др.).
Жанне д’Арк посвящены многочисленные памятники, а после канонизации – также церкви и молельные образы (преимущественно в городах Франции). Одно из первых изображений Жанны д’Арк в качестве святой покровительницы Франции – мозаика в конхе главной апсиды церкви Сакре-Кёр в Париже (1923, по эскизам 1911–1917 Л. О. Мерсона и М. Имбса), где Дева предстаёт коленопреклонённой перед Христом в позе Оранты.