Католичество во Вьетнаме
Католи́чество во Вьетна́ме, часть Римско-католической церкви, возникшая в результате деятельности европейских миссионеров, которые прибывали на территорию современного Вьетнама начиная с 17 в. Согласно переписи населения 2019 г., ныне во Вьетнаме насчитывается 5,8 млн католиков, что составляет 6 % от населения страны.
Появление миссионеров во Вьетнаме в 17 в.
Распространение христианства в странах Дальнего Востока – Китае, Японии и Вьетнаме – началось с появлением в этом регионе европейских миссионеров в 1-й половине 16 в., в эпоху Великих географических открытий. Наиболее успешными были проповедники из ордена иезуитов (создан в 1534), которые начали свою деятельность на Дальнем Востоке, обосновавшись в португальской колонии Макао.
В 1615 г. руководители миссии в Макао приняли решение создать католические миссии на территории современного Вьетнама. В январе 1615 г. первые два миссионера-иезуита – Ф. Бузоми и Диегу ди Карвалью (1578–1624) – успешно основали миссию в порту Туран (ныне Дананг) в княжестве Дангчаунг (Кохинхина, в центральной части современного Вьетнама). В марте 1627 г. А. де Род возглавил миссию, основанную в княжестве Дангнгоай (Тонкин, на севере современного Вьетнама). В успехе распространения христианства в обоих княжествах сыграли роль крестившиеся придворные дамы. Так, одной из первых в Дангнгоае крестилась Чанга, сестра правителя Чинь. Вместе с ней крестились ещё 17 её близких родственников.
Методы проповеди миссионеров-иезуитов в обеих частях Вьетнама давали положительные результаты, несмотря на то что крестившимся вьетнамцам приходилось отказываться от многовековых практик народных верований – культа предков (на семейном и общинном уровнях) и культа правителя (на государственном уровне), а также от традиционных «трёх учений» (tam giáo 三教), пришедших из Китая, – буддизма, даосизма и конфуцианства. При применении миссионерами-иезуитами метода «культурной адаптации» проявились особенности поведенческой модели новых христиан: новообращённые выбирали те черты и практики нового учения, которые в наибольшей степени коррелировали с их прежними обычаями. Поэтому де Род стремился использовать в проповеди наиболее частые конфуцианские понятия, перенося их в христианский контекст. Миссионеры следили, чтобы эта «адаптация» не заходила слишком далеко, небезосновательно опасаясь искажений христианских догматов.
Начало проповеди на вьетнамском языке
Де Род основательно изучил вьетнамский язык и составил вьетнамско-португальско-латинский словарь (Dictionarium Annamiticum Lusitanum et Latinum) и катехизис на вьетнамском языке. С этого момента проповедь христианства велась на языке паствы с применением уже устоявшихся христианских терминов, что качественно повысило уровень восприятия христианства вьетнамцами. Именно де Роду принадлежит заслуга разработки латинизированной письменности вьетнамского языка (куок нгы), ныне государственной письменности Вьетнама.
По инициативе де Рода в Дангнгоае создавались новые христианские общины. С ростом числа вьетнамских христиан руководству миссий стало ясно, что усилиями немногочисленных европейских миссионеров уже не обойтись. Для выполнения главной задачи, т. е. создания жизнеспособной вьетнамской католической церкви, нужно было создать корпус вьетнамского духовенства. По инициативе де Рода были созданы группы катехистов, из которых впоследствии были рукоположены первые вьетнамские священники. В 1644 г. де Род отправился в Европу с грандиозной задачей – добиться от Святого Престола разрешения на создание вьетнамского корпуса духовенства. Эта задача была в конечном счёте решена. В 1666 г. в оба княжества Вьетнама стали прибывать новые отряды миссионеров – французских священников из Парижского общества заграничных миссий, созданного при поддержке короля Людовика XIV.
Христианство в этот период получило наибольшее распространение во Вьетнаме среди самых бедных слоёв крестьянства, ремесленников, рыбаков, маргинальных городских слоёв. При этом вьетнамские традиции не были полностью отброшены, а находили место во вновь создававшихся миссионерами общинах. Они не остались в прежнем виде, а целенаправленно видоизменялись миссионерами в направлении христианизации.
Вьетнамские католические общины в конце 18 – 1-й половине 19 вв.
В конце 18 в., во время народного Восстания тэйшонов 1771–1802 гг., вьетнамские католики и европейские миссионеры подвергались жестоким массовым гонениям со стороны лидеров восстания. Но христианство во Вьетнаме продолжало существовать, а количество католиков увеличивалось.
Наибольшие надежды на массовое распространение христианства во Вьетнаме французские миссионеры связывали с личностью Нгуен Аня – будущего императора Зя Лонга (правил в 1802–1820), победившего тэйшонов, объединившего Вьетнам и основавшего династию Нгуен. У него сложились дружеские отношения с епископом Кохинхины П. Пиньо де Беэном (епископ оказал вооружённую помощь Нгуен Аню в подавлении Восстания тэйшонов и объединении страны под властью новой династии Нгуен). В объединённом им Вьетнаме действовали 3 епархии: апостольский викариат Кохинхины, апостольский викариат Западного Тонкина и апостольский викариат Восточного Тонкина, находившийся тогда в ведении испанских миссионеров-доминиканцев.
В Парижском обществе заграничных миссий во Франции даже надеялись, что Нгуен Ань либо сам примет христианство, либо даст согласие на крещение своего старшего сына, наследника трона, – принца Каня. Но ни то ни другое не состоялось. Более того, став императором, Нгуен Ань проявил неприязнь к христианству. Вместе с тем христианство во Вьетнаме не преследовалась, миссионеры могли свободно передвигаться по стране, вести проповедь и навещать христианские общины.
Французская революция 18 в. нанесла серьёзный удар по французской католической Церкви и Парижскому обществу заграничных миссий. Французский клир был вынужден эмигрировать в Италию и Великобританию. Только в 1805 г. Наполеон I разрешил вновь открыть семинарию общества. Во вьетнамских миссиях появились частные богословские учебные заведения, созданные самими миссионерами (наряду с семинариями, действовавшими ещё с 17 в.), благодаря чему число вьетнамских священников стало быстро расти.
Правление 2-го императора династии Нгуен – Минь Манга (1820–1841) – было отмечено гонениями на христиан, спровоцированными в том числе возросшей угрозой французского колониального завоевания Вьетнама. В начале правления Минь Манг объявил о «закрытии» страны по примеру Китая. Самые сильные гонения пришлись на 1833–1838 гг. В результате религиозная деятельность католиков пошла на спад, а церковные таинства стали исполняться реже. На протяжении всего времени гонений европейским миссионерам приходилось тщательно скрываться, поэтому основная работа по духовному окормлению паствы легла на плечи вьетнамских священников. В соответствии с указом от 6 января 1833 г. в Восточном Тонкине были разрушены все храмы и почти все резиденции миссионеров. При этом число католиков продолжало расти. К концу правления Минь Манга во Вьетнаме было 15 европейских миссионеров, более 150 вьетнамских священников и более 400 тыс. верующих.
После смерти Минь Манга гонения почти прекратились, многих католиков освободили из заключения, были отменены вынесенные им смертные приговоры. Кроме того, появились новые епархии: Святой Престол решил разделить епархию Кохинхины на Западную и Восточную (1844), из Восточной Кохинхины была выделена Северная (1850), из епархии Западной Кохинхины – епархия Камбоджи (1852). На севере Вьетнама из епархии Западного Тонкина выделили Южный Тонкин (1846), а из епархии Восточного Тонкина – Центральный Тонкин (1848). Особенно активно в это время развивались северные епархии. В 1840-х гг. в них произошло 10-кратное увеличение количества совершённых крещений.
Вместе с тем политика вьетнамских императоров в отношении католической Церкви была противоречивой. С одной стороны, целенаправленные гонения на христиан прекратились. С другой стороны, христиане не исполняли обряды вьетнамского культа предков, и в их числе культа императора, поэтому подлежали наказанию. Так, согласно изданному в 1848 г. указу императора Ты Дыка (правил в 1847–1883), европейских миссионеров следовало топить в море, а вьетнамских священников – арестовывать для судебного разбирательства. Если те не отказывались от христианства, то их клеймили надписью 邪道 («ересь») и ссылали в отдалённые районы страны. По приблизительным подсчётам, в период 1848–1860 гг. были казнены 25 миссионеров, 300 вьетнамских священников и 30 тыс. верующих. Указ Ты Дыка против христиан от 1861 г. предусматривал переселение христиан в нехристианские деревни с разделением членов семей (в том числе отделением детей от родителей).
В борьбе с христианством Ты Дык использовал письменное наследие императора Минь Манга: в 1870 г. он лично перевёл с классического китайского языка на вьетнамский язык (с использованием иероглифической письменности «тьы ном») трактат Минь Манга о 10 «конфуцианских» правилах, противопоставленных 10 христианским заповедям Нагорной проповеди (1834). Этот «катехизис» конфуцианской морали стал фундаментальным документом для воспитания широких слоёв населения.
Католики в годы колониального завоевания Вьетнама
В 1862 г. из-за наступления французов положение вьетнамской монархии осложнилось. Французы потребовали амнистировать христиан и гарантировать свободу вероисповедания. Подписывая мирный договор с французами (1862), Ты Дык принял на себя обязательства выполнить эти требования. В то же время вьетнамские католики воспринимались как «внутренние французы», поэтому при захватах французскими войсками вьетнамских территорий происходили всплески гонений на христиан. В частности, в 1855–1867 гг. в столице (Хюэ) и в провинции Биньдинь в результате гонений были убиты 8 тыс. христиан. После захвата Тонкина французами в ходе экспедиции 1873 г. во главе с Ф. Гарнье (1839–1873) произошёл взрыв антихристианских настроений на севере страны: при негласной поддержке властей были ликвидированы 300 христианских общин, разграблены и сожжены храмы, дома миссии, лепрозории.
После заключения Сайгонского договора от 15 марта 1874 г., в котором впервые были оговорены условия официального присутствия Франции во Вьетнаме, император Ты Дык был вынужден издать указ о прекращении преследования христиан и свободе вероисповедания. Несмотря на гонения (по разным данным, пострадали от 120 до 300 тыс. человек), Церковь выстояла и продолжила укреплять своё присутствие во Вьетнаме. Подтверждением этому может служить появление новых епархий уже в середине 19 в. и постепенное увеличение числа вьетнамских священников.
В середине 19 в. во Вьетнаме появились европейские типографии, ставшие важнейшими каналами для трансляции западной культуры. Начиная с 1858 г. каждый викариат стремился приобрести свою типографию. Первыми их обладателями стали крупные по размерам епархии Западной Кохинхины и Западного Тонкина. Книги издавались на вьетнамском языке с использованием как латинизированной письменности куок нгы, так и иероглифической письменности тьы ном. Обслуживание типографского производства и книгопечатание выполнялись вьетнамскими монахинями – членами женской монашеской конгрегации «Возлюбленные Креста», созданной епископом П. Л. де ла Моттом ещё в 17 в.
Вьетнамская католическая церковь в колониальный период (1884–1945)
С заключением договора о Протекторате в Тонкине и Аннаме (1884) вся территория Вьетнама оказалась под контролем Франции. В период 1884–1900 гг. французские колониальные власти покровительствовали католическим миссиям во Вьетнаме, чему во многом способствовали благоприятные взаимоотношения между католической Церковью и государством в самой Франции во 2-й половине 19 в. Однако зачастую власти, как военные, так и гражданские, оставались безучастными к бедственному положению вьетнамских католических общин. Особенно это касалось Тонкина и Аннама, т. е. северной и центральной частей Вьетнама, которые управлялись французами косвенно – через императоров династии Нгуен, правивших до 1945 г. (южные провинции подчинялись французам напрямую, поскольку имели статус «заморских территорий Франции»).
С объявлением протектората произошёл очередной всплеск гонений на христиан. В центральных провинциях (Аннаме) с июля по сентябрь 1885 г. были убиты 40 тыс. католиков (почти 1/3 всех католиков Аннама), в том числе 3 миссионера. Сумевшие спастись бежали в порт Куинён, имевший статус французской концессии по договору 1874 г., где находился французский резидент с отрядом морской пехоты – тогда единственный представитель Франции к югу от Хюэ. Песчаная коса рейда Куинёна стала прибежищем для вьетнамских католиков: в конце июля 1885 г. там укрылись 3 тыс., а потом ещё 8 тыс. человек. Весной 1886 г. к ним присоединились ещё 11 тыс. человек. В целом вьетнамские общины сосредоточивались в основном на побережье.
К середине 19 в. численность католиков составляла уже 1–1,5 % от общей численности населения Вьетнама того времени (около 8 млн человек). В 19 в. во Вьетнаме было создано 10 новых епархий, в 1-й трети 20 в. – ещё 6. В 1933 г. в Риме папа Пий XI рукоположил в сан первого вьетнамского епископа – Жана-Батиста Нгуен Ба Тонга (1868–1949). Численность вьетнамских католиков к концу колониального периода составляла 1,8 млн человек (почти 1/10 часть населения). На территории современного Вьетнама действовали 1,4 тыс. вьетнамских священников, 300 европейских миссионеров; т. е. почти 80 % духовенства составляли вьетнамцы.
Вьетнамские католики в 1946–1975 гг.
С провозглашением независимости Вьетнама в результате Августовской революции 1945 г. встал вопрос об отношениях христиан с социалистическим правительством созданной Демократической Республики Вьетнам (ДРВ). Война с Францией 1946–1954 гг. внесла раскол в ряды католиков: в первые годы войны многие католики вступили в ряды только ещё создававшейся Вьетнамской народной армии; но было много и католиков, сражавшихся против неё во франко-вьетнамских частях, и тех, кто с оружием в руках защищал свои деревни (они образовали «мобильные соединения защиты христианских общин»). Зачастую верующие из одного и того же прихода оказывались по разные стороны и выступали друг против друга.
В 1949 г. глава северовьетнамской католической Церкви епископ Таддеус Ле Хыу Ты (1896–1967) сформулировал официальную позицию Церкви в открытом письме католикам ДРВ. Он заявил об отмежевании католической общины от обвинений в использовании иностранной помощи и подчеркнул, что вьетнамские католики, будучи едиными со всеми соотечественниками, борются за независимость родины. При этом епископ уже с конца 1940-х гг. занял непримиримую позицию по отношению к созданному тогда северовьетнамскому фронту Вьетминь из-за атеистических позиций этой организации.
После окончания войны с Францией и разделения Вьетнама по 17-й параллели по итогам Женевской конференции (1954) в южной его части при поддержке США была образована Республика Вьетнам (26 октября 1955) во главе с президентом-католиком Нго Динь Зьемом. Статья 14 Женевских соглашений предусматривала свободное передвижение между северной и южной частями страны в течение 300 дней после подписания соглашений. К концу 1955 г. 887 861 человек, более 75 % которых были католиками, переселились из ДРВ в Республику Вьетнам. Около 150 тыс. сторонников ДРВ проследовали в обратном направлении.
Правительство ДРВ предпринимало меры, чтобы избежать массовой миграции католиков. В частности, 14 июня 1955 г. Хо Ши Мин подписал указ о свободе вероисповедания в ДРВ. Однако повлиять на ситуацию не удалось. По прибытии на юг северным переселенцам была предоставлена помощь от правительственных и неправительственных организаций, в первую очередь американских. Неофициальным главой переселенцев стал епископ Пьер Мария Фам Нгок Тьи (1909–1988).
В процессе расселения католиков-северян обнаружились их различия с католиками-южанами, проистекавшие из отличия исторических условий развития католических общин начиная с 16 в. В Тонкине (на севере современного Вьетнама) миссия выполняла роль духовно-религиозного и социально-экономического центра жизни католиков. Ситуация в миссии Кохинхины (на юге современного Вьетнама) складывалась не так удачно: там католики до прибытия французских миссионеров Парижского общества заграничных миссий оставались без духовных наставников. В то же время вьетнамские священники не брали на себя выполнение хозяйственных и экономических функций, занимаясь исключительно духовно-религиозными вопросами. Кроме того, существовали различия в религиозной практике (молитвах, почитании святых, церемониях и др.). В целом процесс переселения и особенно последующая канонизация Святым Престолом в 1988 г. 117 вьетнамских святых в качестве мучеников, погибших за веру в 17–19 вв., способствовали их общенациональному почитанию во Вьетнаме. При этом по числу причисленных к лику святых Вьетнам оказался сразу на 6-м месте в католическом мире.
Положение католической общины в Республике Вьетнам
В Республике Вьетнам католики занимали привилегированное положение. В сенате в 1967–1971 гг. католики занимали 40 мест из 60, в палате депутатов – 40 мест из 135. Католиками были лидеры двух крупнейших политических партий – «Труд и персонализм», созданной Нго Динь Зьемом, и Социалистической партии. Два крупнейших университета страны (в Далате и Хюэ) были католическими. Архиепископом Хюэ стал брат Нго Динь Зьема – Нго Динь Тхук (1897–1984, рукоположен папой Римским Иоанном XXIII в 1960). Нго Динь Тхук выступал ключевой фигурой в реализации политики по созданию новой культуры южновьетнамского государства на основе сочетания конфуцианских ценностей и западной философии персонализма.
С появлением 5 новых епархий их количество в Республике Вьетнам достигло 15 (в ДРВ их оставалось 10). К 1973 г. численность южновьетнамской католической общины составила 1,85 млн человек. Верующие были объединены в 16 организаций, возглавляемых 4 комитетами. В 1969–1973 гг. численность общины увеличилась на 150 тыс. человек.
Доминирование католиков в общественной жизни вызвало протестные настроения со стороны других религиозных групп, прежде всего буддистов. В 1963 г. противостояние местных католиков (в основном северян) и буддистов вылилось в т. н. буддийский кризис – открытый конфликт, спровоцировавший военный переворот, в результате которого был убит Нго Динь Зьем.
Положение вьетнамских католиков в Демократической Республике Вьетнам
В годы существования ДРВ (1945–1976) партийно-государственная политика её руководства по отношению к католической Церкви носила ограничительно-запретительный характер.
В 1950-х гг. в ДРВ была принята программа строительства социализма, включавшая кооперирование крестьянства, индустриализацию, пятилетние планы экономического развития. В идеологическом плане ведущее место отводилось коммунистической идеологии, большое значение придавалось атеистической пропаганде и перевоспитанию верующих, особенно среди молодёжи. В области образования началось активное движение по секуляризации школ и высшего образования. Северовьетнамская церковь в эти годы оказалась полностью отрезанной от Ватикана, все связи были прерваны (при этом поступали предложения о сотрудничестве от католических священников КНР, оказавшейся в таком же положении). С уходом католиков на юг церковная жизнь замерла: в 10 епархиях осталось лишь три епископа; храмы разрушались.
Некоторое смягчение позиций руководства ДРВ наметилось в середине 1960-х гг., когда США начали систематические бомбардировки. Война сплотила население и усилила чувство солидарности католиков с остальным населением страны. В марте 1971 г. было дано разрешение на посвящение в сан нового, четвёртого епископа (в епархии г. Винь). Численность католической общины в начале 1970-х гг. стала постепенно расти: в 1972 г. насчитывалось около 1 млн католиков, в 1975 г. – 1,5 млн. В эти годы на некоторые высокие посты в структурах власти были допущены католики: в 1972 г. 20 католиков (в том числе два священника) вошли в состав Национального собрания ДРВ. В 1970-х гг. наладилась связь с Ватиканом через курьеров. На одном из синодов епископов в Риме (1974) смог присутствовать один из епископов из ДРВ.
Католическая Церковь в современном Вьетнаме
После освобождения Южного Вьетнама (30 апреля 1975) коммунистическая власть закрыла семинарии, взяла под контроль католические школы и религиозные издательства. В 1976 г. южновьетнамский архиепископ Поль Нгуен Ван Бинь (1910–1995) заявил властям объединённой Социалистической Республики Вьетнам, что приложит все усилия для того, чтобы вьетнамские католики положительно восприняли победу революционных сил и глубже осознали необходимость социализма. В 1977 г. контроль над деятельностью католической Церкви был поручен специальному правительственному комитету по делам религий. В 1983 г. были созданы светские патриотические организации католиков и комитеты солидарности вьетнамских католиков по всей стране.
В 1986 г., после провозглашения политики «обновления» и введения элементов рыночной экономики, отношения властей и католиков постепенно улучшились. Кроме того, в условиях ускорившейся дифференциации общества оказалась востребованной благотворительная деятельность католических общин. С 1986 г. стали вновь открываться католические семинарии.
В 2015 г. Вьетнамская католическая церковь отметила своё 400-летие. После Второго Ватиканского собора, разрешившего использование в церковной службе национальных языков и элементов этнических традиций, вьетнамское духовенство стало применять вьетнамские народные песни, шествие с цветными флажками, паланкинами, танцы с факелами и петардами во время служб и празднеств.
Деятельность Церкви регулируется законом «О верованиях и религиях» (принят в 2016, вступил в силу 1 января 2018). Закон признаёт христианство традиционной религией Вьетнама (наряду с буддизмом и исламом), однако наибольшей поддержкой государства ныне пользуются народные верования.