Хоахао
Хоаха́о (вьетн. Phật giáo Hòa Háo; буквально – буддизм хоахао), вьетнамская синкретическая религия. Стала основой политического движения на юге современного Вьетнама во 2-й трети 20 в., благодаря чему получила известность наряду с каодаизмом. Хоахао часто относят к реформистскому буддизму, однако среди исследователей нет единого мнения о принадлежности этой школы к буддизму, поскольку доктрина хоахао опирается как на буддийские постулаты, так и на идеи конфуцианства. Школа основана в 1939 г. крестьянином по происхождению Хюинь Фу Шо (Huỳnh Phú Sổ, 1919–1947), который получил прозвище Сумасшедший монах, хотя никогда не был буддийским монахом. Название школы восходит к наименованию родной деревни Хюинь Фу Шо в провинции Анзянг, на юге современного Вьетнама.
История хоахао
Движение хоахао получило широкое распространение в западных провинциях Кохинхины во Французском Индокитае (в южной части Вьетнама). Предпринимались попытки связать «буддизм хоахао» с деятельностью различных тайных политических обществ, действовавших в колониальном Вьетнаме в конце 19 – начале 20 вв., но никаких доказательств связей такого рода не обнаружено. Типологически движение хоахао сильно отличается от них своей активной политической программой, наличием собственной политической партии, стремлением создать своеобразное теократическое «государство в государстве», которое французы называли le pays Hoa Hao («страна Хоахао»). Движение располагало вооружёнными силами, органами власти на местах и тесными связями с колониальной администрацией.
Сильный толчок развитию хоахао дало Кохинхинское восстание в ноябре 1940 г., которое было организовано вьетнамскими коммунистами против французов и японцев. Расчёт восставших строился на том, что французско-японские противоречия не позволят колонистам объединить усилия для восстановления контроля над регионом, однако японцы и французы жестоко подавили восстание. В то же время сторонники хоахао это выступление коммунистов не поддержали и репрессии их не затронули. В период японской оккупации Индокитая религиозный лидер Хюинь Фу Шо оказался во внимании французских и японских спецслужб, которые стремились привлечь его на свою сторону и через него контролировать многочисленных верующих и регионы их проживания.
Во время Второй мировой войны японцы распространили своё влияние в Индокитае, спекулируя на национализме и антиколониальных настроениях. В это время у хоахао появились свои органы управления и вооружённые отряды. С начала 1940-х гг. войска хоахао установили монопольный контроль над значительными территориями западной части Кохинхины в густонаселённой дельте Меконга. Несмотря на наличие влиятельных полевых командиров, которые периодически конфликтовали друг с другом за контроль над спорными территориями, этот период в хоахао считают расцветом движения. После самоустранения японцев в августе 1945 г. последователи хоахао попытались активизировать свою политическую деятельность.
Во время войны в Индокитае 1946-1954 гг. движение хоахао сначала оказывало сопротивление вместе с коммунистами, но вскоре перешло под французский контроль, а его вооружённые силы получили статус «вспомогательных сил» французов. В 1947 г. основатель движения хоахао пропал при невыясненных обстоятельствах, однако ответственность была возложена на коммунистов, что спровоцировало попытки отомстить за гибель лидера. Полевые командиры хоахао подавили деятельность патриотических сил в пределах досягаемости своих вооружённых отрядов. Проблемы в деятельности хоахао начались во 2-й половине 1954 г., когда США решили вытеснить Францию из южной части Вьетнама и ликвидировать профранцузские вооружённые силы каодай и хоахао. Сломить их сопротивление удалось только проамериканскому правительству Нго Динь Зьема к середине 1955 г. после длившегося почти год конфликта. В последующие десятилетия военные и административные структуры хоахао были распущены и частично находились в подполье, частично – в оппозиции проамериканским властям Республики Вьетнам (на юге современного Вьетнама), которые лишили их былого влияния.
После объединения Вьетнама коммунистами в 1975 г. движение хоахао сузилось до религиозной организации без разветвлённой системы органов управления и вооружённых отрядов. С конца 1980-х гг. на волне начавшихся во Вьетнаме реформ и либерализации школа хоахао получила больше свобод и с 1999 г. действует как признанная государством религия.
В период расцвета хоахао численность его последователей составляла около 1,5 млн человек. Ныне их численность оценивается в 2 млн человек во Вьетнаме (2018) и несколько десятков тысяч человек во вьетнамских диаспорах в различных странах мира.
Вероучение и религиозные практики
В основе учения хоахао лежат «добродетели» конфуцианства (особенно почитание предков, родителей, родины), а также буддийские «три драгоценности» (Будда, дхарма, сангха). Обрядовая практика хоахао заключается в чтении утренних и вечерних молитв, обращённых к Будда Шакьямуни, Амитабхе, Гуань-ши-инь. Ритуалы претендуют на бо́льшую обрядовую простоту по сравнению с традиционным буддизмом. Считается, что самым важным является не богатое оформление ритуалов, а внутренний настрой молящегося. В качестве алтаря используется прямоугольное полотно коричневого цвета, на котором могут быть вышиты слова «Bửu Sơn Kỳ Hương» (от кит. 寶山奇香 – «чудесный аромат с драгоценной горы»). Аналогичным образом оформлен и флаг хоахао. Символом движения считается вписанное в жёлтую окружность стилизованное изображение белого лотоса на коричневом фоне с надписью «буддизм хоахао» сверху. В качестве подношений используются цветы, чистая вода, традиционные благовонные палочки.
Доктрина хоахао предписывает совершение добрых поступков, однако на практике в период военно-политического расцвета хоахао (в конце 1940-х – начале 1950-х гг.) этот принцип носил декларативный характер.