Вьетнамская народная религия
Вьетна́мская наро́дная рели́гия (Tín ngưỡng dân gian Việt Nam), система традиционных вьетнамских верований и связанных с ними религиозных практик, предполагающих почитание духов природных объектов и явлений, духов мифических персонажей и посмертное почитание людей. Вьетнамская народная религия относится к анимистическим верованиям, повсеместно распространённым на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. Вьетнамский анимизм считается исконным, аутентичным религиозным феноменом, существующим со времён формирования вьетнамского этноса. В то же время на протяжении многих веков он испытывал влияние даосизма, конфуцианства, буддизма, в некоторой степени – индуизма и христианства, а также верований соседних народов. Пантеон народной религии варьируется в различных провинциях Вьетнама.
Мифология
Для народной религии вьетнамцев характерно представление о присутствии в окружающем мире множества нематериальных сущностей, обладающих агентностью. Духи природы, духи мифических существ и умерших людей (не только предков, но и умерших потомков, в том числе детей) активно воздействуют на повседневную жизнь и могут вступать с ними во взаимодействие, требуя почитания и подношений в обмен на покровительство, помощь и/или под угрозой причинения вреда.
Согласно традиционным мифологическим представлениям вьетнамцев, Небо населяют высшие сущности, среди которых присутствуют божества высшего порядка, заимствованные из Китая: Нефритовый император, Будда Шакьямуни, Куан Ам (китайская богиня Гуань-инь, восходящая к Авалокитешваре), Майтрея, Лао-цзы, а также исконно вьетнамские божества, в частности дух Тхань Зяунг, богиня Лиеу Хань и др. Духами более низкого порядка являются духи атмосферных явлений и различные небесные духи.
Среди людей, помимо духов предков, обитают духи домашнего очага, духи земли, плодородия и их антагонисты – злые духи (в том числе голодные духи незахороненных умерших), а также нейтральные мифические персонажи и духи лесов, гор, камней, деревьев. Особого почитания заслуживают выдающиеся личности прошлого, имеющие какие-либо существенные заслуги (в частности, военные). Такие духи покровительствуют деревенским общинам и городским кварталам. Ареал почитания этих духов местности, как правило, соотносится с преданиями о них, их происхождением и деяниями (мифологическими или историческими). Духи, почитаемые в различных провинциях, могут быть генетически связанными. Например, с почитаемой на севере Вьетнама богиней Лиеу Хань соотносится богиня Тхиен-и А-на, почитаемая в центральных и южных провинциях (восходит к божеству, заимствованному у чамов). Народная религия повлияла на формирование вьетнамских синкретических культов Каодай и Хоахао.
Несмотря на значительные заимствования (прежде всего из китайской культуры), вьетнамская народная религия остаётся самобытной религиозной системой, предполагающей почитание многочисленных локальных духов и духов предков.
Религиозные практики
Главным и самым распространённым аспектом культа духов является почитание предков семьи. Ритуалы в честь трёх поколений умерших предков проводятся на домашнем алтаре ежедневно и по специальным поводам, включающим обряды жизненного цикла. Выдающаяся личность прошлого становится объектом поклонения для потомков из нескольких семей в качестве предка рода (в родовом храме ден).
Церемонии поклонения духам местности проводятся в общинном доме, являвшимся местом собраний деревенской общины в традиционном Вьетнаме, а ныне выполняющим функции храма.
На общегосударственном уровне представители центральной власти проводят церемонии в честь мифических правителей Хунгов, а также духов исторических правителей и национальных героев (им посвящены специальные храмы ден).
Важным элементом народной религии является культ богинь-матерей, получивший широкое распространение в 16–19 вв. в качестве вернакулярных религиозных практик – по-видимому, в противовес утверждённым правителями династий Поздние Ле и Нгуен пантеону и церемониям культа духов местности. С культом богинь-матерей чаще, чем с другими аспектами народной религии, связаны сеансы транса, одержимости духами, а также медиумные сеансы (и в целом практики, соотносимые со спиритизмом, экзорцизмом, шаманизмом). Ритуалы в честь богинь-матерей проводятся в отдельных храмах, в домах медиумов или в домах тех, кто к ним обращается. В 21 в. ритуалы медиумов стали частью вьетнамского сценического искусства.
В начале 21 в. появились центры экстрасенсов (áp vong), имеющие статус государственных учреждений. Их работа направлена преимущественно на поиск останков пропавших без вести солдат. Медиумами в сеансах выступают не ритуальные специалисты, а члены семей погибших.
Современное состояние
В колониальные времена вьетнамская народная религия как часть традиционной культуры переживала кризис, а в 1950–1960-х гг. оказалась под запретом на севере независимого Вьетнама во время антирелигиозной политики Коммунистической партии Вьетнама (на юге Вьетнама – с 1976). Народная религия в эти годы оценивалась как суеверие и лишь в 1990-х гг. была переосмыслена как наследие и национальное достояние. В настоящее время приверженность народной религии рассматривается вьетнамцами как важнейший аспект национальной идентичности. Последователями народной религии в той или иной степени является абсолютное большинство вьетнамцев, вне зависимости от приверженности другим религиям или атеизму. ЮНЕСКО признало нематериальным культурным наследием человечества такие аспекты вьетнамской народной религии, как фестиваль в честь духа Тхань Зяунга в Ханое (2010), почитание мифических правителей Хунгов в провинции Футхо (2012), практики, связанные с почитанием богинь-матерей (2016).