Сансара
Санса́ра (санскр. संसार – прохождение, протекание), в индийской религиозно-философской традиции круговорот рождений (перевоплощений, реинкарнаций) в мире, обусловленный законом кармы. Слово «сансара» используется в широком смысле как синоним феноменального существования, в узком – как обозначение «окружающего мира» человека, сферы его субъективного опыта. Термин «сансара» впервые встречается в «Катха-упанишаде» (после 5 в. до н. э.). Перевоплощению подвержены боги, демоны, люди, животные, растения. Согласно некоторым текстам, даже неодушевлённые объекты (например, камни) могут быть результатом плохой кармы перерождающихся существ. Бестелесное начало индивида (атман, джива) после распада одной телесной оболочки соединяется с другой, приобретая соответствующие результатам предшествующего существования социальный статус, ментальные, перцептивные и деятельные способности, эмоциональные состояния, длительность жизни и т. п. Сансара укоренена в незнании субъектом своей истинной природы (авидья) и связана с вытекающими из этого страстями и страданиями. Сансара – единая иерархическая лестница перевоплощений, по которой индивиды восходят или нисходят в зависимости от баланса заслуги или порока, сложившегося в предыдущих воплощениях. Сансара безначальна, поэтому безначален и мир, в котором происходят перевоплощения, но для тех, кто устранил незнание, сансара конечна, т. к. они достигают высшей цели существования – «освобождения» (мокша).
Учение о сансаре разделяется почти всеми направлениями индийской религиозно-философской мысли (его отрицают, например, материалисты школы чарвака, сиддхи). Расхождения в толковании связаны, прежде всего, с трактовкой субъекта сансарного существования. В джайнизме, ньяе, вайшешике, мимансе, вишишта-адвайте сансара – перевоплощение индивидуального духовного начала. В буддизме сансара – мир страстей, противопоставляемый нирване. В философских школах буддизма, отрицающих неизменное духовное начало (анатман), разрабатывается идея промежуточного существования (антарабхава) индивидуального потока моментов психофизического опыта между прежним и новым рождением. В тхераваде промежуточное состояние отрицается: последний момент сознания (виджняна) предыдущего существования обусловливает первый момент сознания нового существования, подобно тому, как одна свеча зажигается от другой. В махаяне появляется идея промежуточного существа, на основе которой в тантристском буддизме развивается теория его посмертных странствий (бардо). В течении бхакти сансара – причина ярких эмоциональных переживаний адепта (ощущение собственной греховности, трудностей на пути соединения с богом).