Петрова Фаина Сергеевна
Петро́ва Фаи́на Серге́евна [1(13).1.1890, деревня Симбилей Нижегородской губернии, ныне Дальнеконстантиновский район, Нижегородская область – 4.6.1975, Москва], российская певица (меццо-сопрано, контральто), педагог, заслуженная артистка РСФСР (1937).
В 1906 г. кончила Калужскую женскую гимназию. С детства увлекалась игрой на фортепиано, получила хорошую музыкальную подготовку. Окончила Московскую консерваторию по классу фортепиано А. Б. Гольденвейзера (1915, серебряная медаль) и классу сольного пения В. М. Зарудной (1917). Одновременно, с 1914 г., преподавала в московском Николаевском сиротском училище. В 1920–1922 гг. занималась в Оперной студии Большого театра.
В 1918–1928 и 1933–1949 гг. солистка московского Большого театра. Обладала сильным, красивым голосом мягкого тембра, с «бархатным» контральтовым регистром и сопрановыми верхними нотами, богатством вокальных красок, драматической экспрессией, что позволяло ей с равным успехом исполнять партии контральто и меццо-сопрано. Из партий контральто лучшими в репертуаре Петровой были Лель и Нежата («Снегурочка» и «Садко» Н. А. Римского-Корсакова), Кончаковна («Князь Игорь» А. П. Бородина), Ратмир («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Княгиня («Русалка» А. С. Даргомыжского); из меццо-сопрановых партий – Кармен (одноимённая опера Ж. Бизе), Азучена («Трубадур» Дж. Верди), Любовь («Мазепа» П. И. Чайковского). Исполнительским шедевром Петровой стала роль Графини («Пиковая дама» Чайковского), которую артистка наделяла трагической и вместе с тем мистической силой. «Её чуть глуховатый, но довольно сильный низкий голос, властные интонации, точное произношение французского текста в песенке Гретри, тяжелая, крупная, хотя и согнутая фигура производили чрезвычайно сильное впечатление» (Грошева. 1978. С. 188). В период после Великой Отечественной войны исполняла «возрастные» роли: Няня («Евгений Онегин» Чайковского), Свояченица («Майская ночь» Римского-Корсакова), Егоровна («Дубровский» Э. Ф. Направника).
В 1928–1933 гг. жила в США, куда был командирован её муж Андрей Васильевич Сергеев (Петров-Сергеев), советский военный деятель. В течение 5 сезонов с большим успехом выступала в «Метрополитен-опере» (среди её партнёров – Дж. Мартинелли, А. Галли-Курчи, Б. Джильи, Р. Понсель, Т. Скипа); гастролировала в Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Филадельфии, Буэнос-Айресе, Париже и других городах. Среди исполненных партий: Кармен («Кармен» Бизе), Амнерис, Азучена и Ульрика («Аида», «Трубадур» и «Бал-маскарад» Верди), Ортруда и Вальтраута («Лоэнгрин» и «Гибель богов» Р. Вагнера), Слепая («Джоконда» А. Понкьелли), Клитемнестра («Электра» Р. Штрауса), Мадлен («Андре Шенье» У. Джордано). Брала уроки пения у Дж. Фаррар. Собирала и изучала песни разных народов (с этой целью побывала в Северной Америке, Мексике, Италии, Испании), которые в дальнейшем включала в концертные программы.
Помимо сольных концертов, принимала участие в исполнении крупных симфонических и ораториальных произведений (Девятая симфония Л. ван Бетховена, Реквием В. А. Моцарта, «Самсон» Г. Ф. Генделя, «Сказание о битве за русскую землю», «На поле Куликовом» Ю. А. Шапорина). Исполняла много вокальных произведений советских композиторов – Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, А. Н. Александрова, Г. Л. Катуара, С. Е. Фейнберга, В. В. Желобинского, М. В. Коваля и др. Член Ассоциации современной музыки.
В 1926–1928 и 1945–1975 гг. преподавала в Московской консерватории (с 1945 профессор, в 1952–1953 заведовала вокальной кафедрой). Среди её учениц: Г. И. Борисова, Н. С. Исакова, Г. С. Королёва, В. М. Щербинина.
С участием Петровой записаны оперы «Пиковая дама» (1937) и «Евгений Онегин» (1948), спиричуэлы (1934). Снималась в документальном фильме «Чайковский» (1940, режиссёр Я. Л. Миримов, роль Графини).
Награждена орденом «Знак Почёта» (1937), орденом Трудового Красного Знамени (1966).