Иосифиди Александра Александровна
Иосифи́ди Алекса́ндра Алекса́ндровна (род. 30.7.1977, Ленинград, ныне Санкт-Петербург), российская артистка балета, педагог, заслуженная артистка РФ (2009).
Из семьи крымских понтийских греков. Родители – выпускники Ленинградского государственного университета (ныне Санкт-Петербургский государственный университет), отец – геофизик, мать – спортсменка, член сборной СССР по лёгкой атлетике.
В 1995 г. окончила Академию русского балета имени А. Я. Вагановой (класс Н. Н. Сахновской) как артистка балета, в 2011 г. получила степень магистра на педагогическом факультете по направлению «хореографическое мастерство». Репертуар в программе школьных выпускных концертов составили адажио из балетов «Лейли и Меджнун» С. А. Баласаняна и «Легенда о любви» А. Меликова, требующие зрелого актёрского мастерства, драматизма, необычной для классического балета пластики.
В 1995 г. завоевала диплом Международного конкурса учащихся хореографического училищ «Vaganova-Prix», после чего была приглашена в труппу Мариинского театра. Её репетитором стала Л. А. Кунакова. Позднее работала с О. Н. Моисеевой и Ю. В. Махалиной. Быстро вошла в сольный репертуар, который включал как классические, так и характерные партии: Гран-па из II акта («Баядерка»), Мерседес и Уличная танцовщица («Дон Кихот», оба – Л. Минкуса), Фея Сирени («Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореографические редакции К. М. Сергеева и С. Г. Вихарева), Испанский танец, Мазурка, Два лебедя, Большие лебеди («Лебединое озеро» Чайковского), Восточный танец (редакция В. И. Вайнонена), Восточный танец и Королева снежинок (постановка М. М. Шемякина, хореограф К. А. Симонов; все – «Щелкунчик» Чайковского), Раймонда, Гран-па и Панадерос («Раймонда» А. К. Глазунова), Форбан («Корсар» А. Адана), Жар-птица («Жар-птица»), Парка-старость («Симфония в трёх движениях», хореографическая редакция Р. В. Поклитару, оба – И. Ф. Стравинского), Вторая жена Гирея («Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева), Люсиль Гран и Мария Тальони («Па де катр» на музыку Д.-Ф.-Э. Обера), Лето (хореографическая редакция К. М. Сергеева), Мачеха и Женский танец (хореографическая редакция А. О. Ратманского; все – «Золушка» С. С. Прокофьева), Смерть («Юноша и смерть» на музыку И. С. Баха), Подружка Вожака («Барышня и хулиган» на музыку Д. Д. Шостаковича), Огненная ведьма («Шурале» Ф. З. Яруллина), Гадитанская дева («Спартак» А. И. Хачатуряна), Придворная танцовщица («Легенда о любви» Меликова), Рок («Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. К. Щедрина), Диана и Терпсихора («Сильвия» Л. Делиба), Ипполита («Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона), Фея («Поцелуй феи» Стравинского), Княгиня Бетси («Анна Каренина» Щедрина), Солистка I части («Симфония до мажор» на музыку Бизе), Солистка («Там, где висят золотые вишни» Т. Виллемса, «Вальс» на музыку М. Равеля).
Танцовщица неординарных внешних данных (гармония линий при очень высоком росте), взрывного темперамента, экспрессивной пластичности жеста, Иосифиди особенно эффектна в партиях, требующих декоративной выразительности (Зобеида – «Шехеразада» на музыку Н. А. Римского-Корсакова, Зарема – «Бахчисарайский фонтан» Асафьева). При этом драматизм, изломанность предельно удлинённых линий принесли ей успех и в партиях Мирты («Жизель» Адана), Избранницы («Весна священная» Стравинского, хореография В. Ф. Нижинского) и Невесты («Свадебка» Стравинского, хореография Б. Ф. Нижинской; оба – первая исполнительница в России).
Исполняет танцы в операх М. И. Глинки «Жизнь за царя» (Вальс в картине «Польский бал») и «Руслан и Людмила» (Лезгинка и Солистка в картине «Танцы чародейств Наины»), в операх «Князь Игорь» А. П. Бородина (Пленница в картине «Половецкие пляски»), «Хованщина» М. П. Мусоргского (Персидка в картине «Танцы персидок»).
Концертный репертуар включает номера «Лебедь» на музыку К. Сен-Санса и «Отшельники» на музыку К. Орфа. Исполняла партию Одетты – Одиллии в спектакле «Лебединое озеро» Чайковского санкт-петербургской труппы «Русский балет».
Как приглашённая солистка выступала в спектаклях Римской оперы: «Весна священная» Стравинского (2007, Избранница) и «Клеопатра» А. С. Аренского (2009, Клеопатра).
Преподаёт классический танец в студии Д. В. Вишнёвой (Studio Context Diana Vishneva; Санкт-Петербург).