Пий XII
Пий XII (лат. Pius XII; до избрания папой Эудженио Мария Джузеппе Джованни Пачелли, итал. Eugenio Maria Giuseppe Giovanni Pacelli) (2.3.1876, Рим – 9.10.1958, Кастель-Гандольфо), папа Римский (с 1939).
Ранние годы
Происходил из аристократической римской семьи, тесно связанной с Римской курией: его дед был членом правительства Церковного государства и основателем газеты Святого Престола L'Osservatore Romano («Римский обозреватель»); его брат Франческо участвовал в подготовке текста Латеранских соглашений 1929 г.
Пачелли окончил лицей Висконти (Liceo classico Ennio Quirino Visconti), учился в коллегии Капраника (Almo Collegio Capranica) в Риме, затем в Папском Григорианском и Папском Латеранском университетах. В 1899 г. рукоположен в священники. С 1901 г. работал в Государственном секретариате Ватикана, в 1914 г. стал секретарём Конгрегации по чрезвычайным церковным делам. Одновременно он преподавал право в Академии церковной знати (ныне Папская церковная академия) и в Римской семинарии.
В 1917 г. папа Римский Бенедикт XV возвёл Пачелли в сан архиепископа и назначил апостольским нунцием в Баварию, а в 1920 г., после установления дипломатических отношений между Святым Престолом и Германией, также апостольским нунцием в Берлин. В 1924–1929 гг. Пачелли по поручению Государственного секретариата вёл в Берлине переговоры с представителями СССР об урегулировании статуса Католической церкви в России. Весной 1926 г. Пачелли посвятил в сан епископа М. д’Эрбиньи, отправлявшегося с миссией в Советский Союз. В Германии он принимал участие в духовном окормлении русских эмигрантов и в оказании им материальной помощи.
В 1929 г. Пачелли возведён в достоинство кардинала, в 1930 г. назначен государственным секретарём Святого Престола, а в 1935 г. – камерленго. Вёл переговоры с представителем Германии Ф. фон Папеном о заключении конкордата с Германией, завершившиеся подписанием договора 20 июля 1933 г. Несмотря на соблюдаемый принцип невмешательства во внутренние дела стран в том, что касается формы правления, кардинал Пачелли принял активное участие в разработке энциклики папы Пия XI «Mit brennender Sorge» («С огромной обеспокоенностью», 1937), направленной против идеологии тоталитарного режима в Германии.
Понтификат
После избрания папой Пий XII видел свою основную задачу в предотвращении новой мировой войны. В апреле 1939 г. он выступил с предложением созыва конференции 5 держав для решения Данцигской проблемы.
Вопреки политическому давлению со стороны Германии и Италии, Пий XII не поддержал агрессию против Советского Союза.
Отсутствие прямого политического осуждения лидеров Третьего рейха со стороны Святого Престола диктовалось прежде всего тревогой о судьбах 40 млн германских католиков.
В годы Второй мировой войны усилия Пия XII были направлены на оказание поддержки населению, страдавшему от военных действий. Практически каждое его выступление затрагивало проблемы содержания военнопленных. В первые же дни войны при Государственном секретариате Ватикана было создано Информационное статистическое бюро беженцев, пропавших без вести, и военнопленных. Благодаря его деятельности только в Риме (в Ватикане и в зданиях, пользовавшихся правом экстерриториальности) были укрыты около 5 тыс. евреев. В рождественском радиовыступлении 1942 г. Пий XII высказал осуждение преследований на расовой почве, но в целом в его выступлениях в течение войны присутствовала определённая сдержанность, вызванная опасениями, что слишком резкие заявления могут повлечь тяжёлые негативные последствия как для самих евреев, так и для католического духовенства и верующих в оккупированных странах. В январе 1941 г. Пий XII был готов выразить решительный протест Германии в связи с арестом и отправкой в концентрационные лагеря около 40 тыс. голландских евреев, однако в последний момент уничтожил уже подготовленный к публикации в L'Osservatore Romano текст. Он объяснил это тем, что если письмо протеста голландских священников от 13 января 1941 г. вызвало арест 40 тыс., то его протест будет стоить жизни 200 тыс. человек.
Особое внимание Пий XII уделял проблеме апостольства мирян. В 1939–1940 гг. он провёл реорганизацию итальянского «Католического действия», полностью подчинив эту организацию церковной иерархии. К другим формам организации мирян Пий XII относился с подозрением. В 1954 г. он выступил против т. н. священников-рабочих во Франции.
Главную угрозу христианской цивилизации Пий XII видел в коммунизме как в материалистической идеологии, отрицающей Бога и религию. С его одобрения в 1949 г. был опубликован декрет Священной канцелярии, осудивший тех, кто поддерживает «коммунистическое материалистическое учение».
В начале 1950-х гг. Пий XII всё больше испытывал влияние консервативных кругов Римской курии. Это выразилось, в частности, в заключении конкордата с франкистской Испанией в 1953 г.
В то же время Пий XII живо откликнулся на процессы деколонизации, получившие развитие после окончания войны. В энцикликах «Evangelii praecones» («Вестники Евангелия», 1951) и «Fidei donum» («Дар веры», 1957) Пий XII признал право колониальных народов на независимость и стал активным сторонником превращения миссионерских Церквей в автохтонные.
Особое почитание Девы Марии выразилось в том, что 31 октября 1942 г. Пий XII посвятил ей мир, 1 ноября 1950 г. ex cathedra он провозгласил догмат о её взятии с телом и душой в небесную славу (апостольская конституция «Munificentissimus Deus», «Наищедрейший Бог»), а энцикликой «Ad caeli Reginam» («К Царице Небесной», 1954) учредил праздник Марии Царицы.
Оценки понтификата
Историческая роль Пия XII оценивалась по-разному. Критически настроенные к Римско-католической церкви авторы называют его папой А. Гитлера, вспоминая и то, что он был нунцием нацистской Германии и поддерживал с ней конкордат. Но с опровержением мнения о поддержке Гитлера Пием XII выступили многие историки и общественные деятели, в том числе еврейские, подчёркивающие, что он действовал как мудрый дипломат. Сторонники канонизации Пия XII указывают на факт спасения им 5 тыс. римских евреев от депортации. Его канонизация началась в 1965 г., но так и не завершилась.