Бенедикт XVI
Бенеди́кт XVI (лат. Benedictus XVI; до избрания папой Йозеф Алоис Ратцингер, нем. Joseph Alois Ratzinger) (16.4.1927, Марктль, Германия – 31.12.2022, Ватикан), папа Римский (19.4.2005–28.2.2013), впоследствии папа Римский на покое.
Ранние годы
Родился в семье служащего полиции. Его отец, убеждённый католик, считал, что национал-социализм противоречит христианской вере, поэтому после прихода А. Гитлера к власти ему пришлось менять места службы и жительства. В 1937 г. Ратцингер поступил в классическую гимназию в городе Траунштайн в Баварии, в 1939 г. стал учеником предсеминарии. В 1941 г. он был вынужден вступить в молодёжную организацию Гитлерюгенд, чтобы иметь возможность поступить в семинарию. В 1943–1944 гг. служил в молодёжных частях противовоздушной обороны и в военизированных батальонах Службы занятости Третьего рейха. Затем был призван в армию и начал службу в пехотных войсках в Мюнхене, но в конце апреля 1945 г. дезертировал и вернулся в Траунштайн. С приходом американских войск был интернирован в лагерь для военнопленных в Ульме, из которого освобождён 19 июня 1945 г. В 1946 г. поступил в католическую семинарию во Фрайзинге, в 1947 г. – в теологический институт Георгианум при Мюнхенском университете.
Преподавание и священство
29 июня 1951 г. в кафедральном соборе Фрайзинга Ратцингер вместе со своим старшим братом Георгом был рукоположен в священники кардиналом М. фон Фаульхабером. В 1953 г. защитил кандидатскую диссертацию по теологии «Народ и Дом Божий в учении Августина о Церкви», в 1957 г. – докторскую диссертацию «Теология истории у святого Бонавентуры» и в 1959 г. получил место профессора фундаментальной теологии в Боннском университете.
В 1962–1965 гг. в качестве теологического эксперта (peritus) присутствовал на сессиях Второго Ватиканского собора. На соборе Ратцингер поддерживал движение в пользу реформ, сотрудничал с И. Конгаром, А. де Любаком, Ж. Даниелу, К. Ранером. В 1963 г. возглавил кафедру догматической теологии в Мюнстерском университете, а в 1966 г. стал профессором Тюбингенского университета. Однако из-за конфликта с либерально настроенными теологами Тюбингенского университета в 1969 г. Ратцингер перешёл в Регенсбургский университет, где вскоре стал вице-ректором.
В 1972 г. Ратцингер совместно с Х. У. фон Бальтазаром и А. де Любаком основал журнал Communio, посвящённый вопросам теологии и культуры.
25 марта 1977 г. папа Римский Павел VI назначил Ратцингера архиепископом Мюнхенским и Фрайзингским, 28 мая 1977 г. в Мюнхене состоялась его епископская хиротония. Своим епископским девизом Ратцингер избрал фразу «Cooperatores Veritatis» («Споспешники Истины»), что символизировало соединение его преподавательской университетской деятельности и епископского служения. 27 июня 1977 г. Павел VI возвёл Ратцингера в достоинство кардинала-пресвитера с титулом церкви Санта-Мария-Консолатриче-аль-Тибуртино в Риме.
25 ноября 1981 г. папа Римский Иоанн Павел II, сменивший Павла VI на Римском престоле, назначил Ратцингера префектом Конгрегации доктрины веры – главной конгрегации Римской курии, а также председателем Папской библейской комиссии и председателем Международной теологической комиссии.
В качестве главы Конгрегации доктрины веры Ратцингер последовательно защищал католическое вероучение от радикальных интерпретаций решений 2-го Ватиканского собора. В 1984 и 1986 гг. Конгрегация доктрины веры осудила южноамериканскую теологию освобождения, находившуюся под влиянием марксизма, за призыв к насильственным методам борьбы. Проблеме теологического релятивизма посвящён самый известный документ Конгрегации доктрины веры в период руководства ею Ратцингером – декларации «Dominus Iesus» (6 августа 2000), в которой сформулировано католическое учение о единственности и универсальности спасительной тайны Иисуса Христа и Церкви.
5 апреля 1993 г. Ратцингер назначен кардиналом-епископом субурбикарной епархии Веллетри-Сеньи, 9 ноября 1998 г. – вице-деканом Коллегии кардиналов, а 30 ноября 2002 г. – деканом Коллегии кардиналов.
Понтификат
После кончины папы Римского Иоанна Павла II Ратцингер 19 апреля 2005 г. был избран на Апостольский престол и принял имя Бенедикт XVI. Он стал 7-м папой Римским немецкого происхождения после Стефана IX(X), избранного в 1057 г.
13 мая 2005 г., в праздник Богоматери Фатимской, Бенедикт XVI открыл беатификационный процесс папы Иоанна Павла II.
В целях развития экуменического диалога Бенедикт XVI встретился с патриархом Константинопольским Варфоломеем I во время визита в Турцию в 2006 г. Итогом встречи стало подписание совместной декларации. Теологический подход Бенедикта XVI к проблеме межрелигиозного диалога сформулирован им в работе «Die Vielfalt der Religionen und der Eine Bund» («Многообразие религий и Единый завет», 2005) и основывается на 3 критериях:
встреча религий возможна не через отказ от истины, а только через дальнейшее углубление в неё;
всегда следует видеть, что есть положительного в других религиях, но в поиске истины не может и не должен отсутствовать критический момент;
миссия и диалог не должны противоречить друг другу.
В начале 2010 г. Бенедикт XVI сделал очередной решительный шаг в развернувшейся в Римско-католической церкви ещё в период понтификата Иоанна Павла II борьбе по искоренению педофилии в среде клириков. 19 марта 2010 г. он обнародовал Пастырское послание к католикам Ирландии, где в большей степени были открыты эти преступления, в котором он написал, что священники-педофилы за свои преступления должны ответить не только перед Богом, но и перед законно учреждёнными судами.
Осознавая возникший в процессе секуляризации общий кризис понимания смысла христианской веры и роли Церкви, Бенедикт XVI учредил в 2010 г. новую дикастерию Римской курии – Папский совет по содействию новой евангелизации.
В 2012 г. Бенедикт XVI возвёл в достоинство кардинала 28 католических иерархов.
За время понтификата Бенедикт XVI совершил 24 апостольских визита за пределы Италии, посетив 26 стран. За время понтификата он канонизировал 45 святых и беатифицировал более 1 тыс. блаженных. В октябре 2012 г. Бенедикт XVI провозгласил учителями Церкви 2 святых: средневековую немецкую монахиню, поэтессу и учёного-естествоиспытателя Хильдегарду Бингенскую и испанского теолога и писателя Иоанна Авильского.
Во время понтификата Бенедикта XVI заметно улучшились отношения католической церкви и Русской православной церкви; между Святым Престолом и Российской Федерацией были установлены полноформатные дипломатические отношения. 13 марта 2007 г. в Ватикане состоялась встреча Бенедикта XVI с президентом РФ В. В. Путиным. На переговорах было отмечено, что между Святым Престолом и Российской Федерацией существуют сердечные отношения, а также было выражено стремление обеих сторон к их дальнейшему развитию, в том числе в области культуры. В связи с уходом из жизни Бенедикта XVI Путин выразил папе Римскому Франциску глубокие соболезнования. С папой Бенедиктом XVI дважды встречался и президент РФ Д. А. Медведев.
Отречение
На консистории 11 февраля 2013 г. Бенедикт XVI выступил перед кардиналами с заявлением, которое прочитал на латинском языке, в котором сказал, что он из-за преклонного возраста с 28 февраля 2013 г. с 20 ч отказывается от служения епископом Рима. Уход Бенедикта XVI в отставку не был нарушением канонической дисциплины (такая возможность предусмотрена каноном 332 Кодекса канонического права) и не стал первым прецедентом в истории католической церкви, таких случаев было 5. Тем не менее подобного не происходило почти 600 лет: последний уход папы Римского в отставку имел место в 1415 г. (Григорий XII). Первый же такой случай произошёл в 3 в., когда от служения папы Римского отказался Понциан.
Вечером 28 февраля 2013 г. Бенедикт XVI попрощался из окна Апостольского дворца с собравшимся на площади народом. Уйдя на покой, он сохранил имя Бенедикт XVI и имел титул «римский понтифик на покое» (Pontifex Romanus emeritus), а также по-прежнему носил белое папское облачение и именовался «Его Святейшество». Бенедикт XVI в дальнейшем жил в монастыре Mater Ecclesiae (Матерь Церкви) в Ватикане. Он не принимал участия в конклаве для избрания преемника и перестал быть членом Коллегии кардиналов.
Бенедикт XVI скончался в возрасте 95 лет. Похоронен в криптах собора Святого Петра в Ватикане.
Сочинения
Бенедикт XVI выступил автором более 50 книг: «Введение в христианство» (нем. «Einführung in das Christentum», 1968), «Ценности в эпоху перемен: О соответствии вызовам времени» (нем. «Werte in Zeiten des Umbruchs: Die Herausforderungen der Zukunft bestehen», 2005), «Иисус из Назарета» (нем. «Jesus von Nazareth», 2007) и др. В его теологических работах затрагивается широкий круг тем: теология истории, Откровение, экклезиология, литургика, эсхатология. Важное место в теологии Бенедикта XVI занимает концепция «нестатического откровения». Основываясь на учении отцов Церкви и Тридентского собора, он утверждал, что невозможно сводить всё откровение только к библейским текстам, поскольку его динамика требует соучастия человека, принимающего весть о спасении.
При этом Бенедикт XVI осознавал опасность интерпретаций постановлений Второго Ватиканского собора как требования радикального переустройства Церкви. Наиболее резко Бенедикт XVI критиковал некоторые аспекты литургической реформы, т. к., по его убеждению, запрещение миссала, который развивался с первых веков христианства, повлекло за собой разрыв в истории литургии. Изданным 7 июля 2007 г. motu proprio «Summorum Pontificum» о римской литургии до реформы 1970 г. Бенедикт XVI разрешил любому священнику совершение т. н. Тридентской мессы по типическому изданию «Римского миссала», обнародованному папой Иоанном XXIII в 1962 г.
Бенедикт XVI опубликовал 3 энциклики:
«Deus Caritas est» («Бог есть любовь», 2005) посвящена теологическому и философскому раскрытию христианского понимания любви;
«Spe salvi» («Надеждой спасены», 2007) – истолкованию изначального смысла христианской надежды и веры и современным проблемам их восприятия и воплощения в христианской жизни;
«Caritas in veritate» («Любовь в истине», 2009) – о целостном человеческом развитии в любви и истине, посвящена вопросам глобального социального и экономического развития.
С точки зрения папы, для целостного развития как личности, так и общества необходимы любовь и истина. Любовь, стоящая в центре социального учения Церкви, является силой, ведущей людей к достижению общего блага, но лишь тогда, когда она соединена с истиной.