Борри Кристофоро
Борри́ Кристо́форо (итал. Cristoforo Borri, лат. Christopher Borrus) (1583, Милан – 24.5.1632, Рим), миссионер-иезуит, один из первых европейских миссионеров во Вьетнаме, профессор Римского колледжа, основанного Игнатием Лойолой.
Борри вступил в орден иезуитов 16 сентября 1601 г. и отправился в Азию в 1615 г. Он был одним из первых миссионеров-европейцев, появившихся в католической миссии Кохинхины (Дангчаунг, на территории современного центрального Вьетнама). Работал миссионером в Кохинхине в период с 1618 по 1621 гг. Дата его возвращения в Европу неизвестна (его видели в Гоа в 1623, но вряд ли он в эти годы возвращался в Европу). Борри посетил «Восточные Индии» (Ост-Индию – страны Южной и Юго-Восточной Азии), Японию, Китай, Эфиопию, Мадагаскар и другие страны. Борри – автор «Описания новой миссии отцов Общества Иисуса в королевстве Кохинхина» («Relatione della nuova missione delli P.P. della Compagnia di Gesù al Regno della Cocincina», 1631). Это литературное и одновременно научное сочинение, посвящённое Кохинхине и впоследствии ставшее ключевым для всех европейских миссионеров, прибывавших в эту местность. Труд Борри знакомил европейского читателя с открытыми землями, обычаями и нравами населяющих их народов, а также с особенностями климата, флоры и фауны. Борри был также одним из первых миссионеров, всерьёз занявшихся изучением вьетнамского языка, благодаря чему он вскоре смог на нём проповедовать. Борри не только преодолел все сложности освоения тонального восточного языка, но и предложил вариант записи вьетнамских слов латинскими буквами (вместо иероглифической письменности «тьы ном»). В его «Описании» мы находим бесценные данные о первом опыте создания латинизированной письменности, на основе которой позднее была разработана современная латинизированная письменность «куок нгы». В настоящее время она является государственной во Вьетнаме. Проповедь Борри и его преемников на вьетнамском языке (в рамках метода «ассимиляции») оказалась результативной: многие вьетнамцы приняли христианство.
Из «Описания» Борри мы узнаём также о строительстве первых вьетнамских христианских храмов, появившихся в миссии Кохинхины. В частности, в 1621 г. с разрешения губернатора провинции Биньдинь для вьетнамских христиан была построена большая церковь в деревне Шонг (вьетн. Nhà thờ Làng Sông) у порта Ныокман недалеко от г. Куинён. Как пишет Борри, проповедь в ней велась с помощью переводчиков. Из «Описания» также следует, что в Туране (ныне Дананг) в 1615 г. существовала резиденция миссионеров-иезуитов. Борри как очевидец событий описывает способы строительства храмов и домов священников в 17 в. с помощью первых христианских общин.
В «Описании» Борри приводятся сведения о первых контактах миссионеров с правителями данной местности и их взаимоотношениях, а также описано отношение к миссионерам различных слоёв вьетнамского населения. Миссионеров ценили как учёных – математиков и астрономов, умевших точно предсказывать солнечные и лунные затмения, чему в странах Восточной Азии придавалось большое значение. Также Борри впервые описывает похоронные обряды вьетнамцев и показывает их связь с культом духов и предков – наиболее массовым верованием вьетнамцев.
Борри был в числе первых миссионеров-иезуитов, создавших первый Катехизис для крещёных вьетнамцев, имевший у них большой успех и принёсший большую пользу в деле объяснения христианского учения. Миссионеры, проповедовавшие в дальнейшем во вьетнамских землях, придавали первостепенное значение изучению Катехизиса, поскольку вместе с текстом Библии он становился важным подспорьем в изучении христианских догматов неофитами.
Борри произвёл первые попытки внедрения григорианского календаря, что вызвало сопротивление правящего класса чиновников и учёных-конфуцианцев, поскольку китайская календарная система летосчисления носила для китайцев и вьетнамцев сакральный характер. В ней использовался 60-летний цикл (учитывающий движение Луны, Солнца, Юпитера и Сатурна), в котором был воплощён принцип движения времени по спирали, символизировавшей циклическое «свёртывание» и «развёртывание» Вселенной. Поэтому календарь в старом Китае и Вьетнаме был окутан покровом тайны и святости, а принятие его сопредельными странами рассматривалось китайским двором как знак их подчинения.
В целом стиль изложения «Описания» Борри пронизан юмором и иронией, но также и глубокой христианской верой.
Борри покинул Кохинхину в 1621 г. Он числится шестым в списке первых миссионеров-иезуитов, работавших в Кохинхине. О нём также известно, что затем он преподавал математику в Коимбре и Лиссабоне и что испанский король Филипп IV повелел ему прибыть в Мадрид для того, чтобы Борри объяснил королю сделанное им во время морских путешествий открытие, касавшееся работы компаса. Борри, интересовавшийся вопросами навигации, также написал труд «Искусство навигации» («Tratado da arte de navegar», 1628), который в рукописном виде хранится в архивах Эвора. Борри научился определять расстояния в море по долготе (в направлении восток-запад) для облегчения плавания, и это открытие наделало в Европе много шума. Он изучал также астрономию, и в библиотеке ордена иезуитов хранится его работа «О трех небесах» («Doctrina de Tribus Coelis, Aereo, Sydereo et Empeireo», 1641). Эта работа посвящена изучению вопросов астрономии, философии и теологии. Доктрина, изложенная в этой работе, не понравилась его начальству в Риме, и есть сведения, что Борри жаловался на порядки в ордене иезуитов. Незадолго до кончины он вышел из ордена.