Томизм
Томи́зм (от лат. Thomas Aquinas), исторически сложившаяся совокупность философских и теологических концепций, восходящих к идеям Фомы Аквинского. В области естественной философии к таким идеям принадлежит учение о форме и материи: о том, что принципом индивидуации телесных сущих служит количественно «запечатлённая» материя (materia signata), что в человеке существует лишь одна умная душа, которая одновременно выполняет функции субстанциальной формы тела. В метафизике это учение о бытии как первом акте всякого сущего, о реальном различии между сущностью и бытием всякой вещи, а также между сущностью и её оперативными способностями. Бог мыслится как чистый акт бытия (actus purus essendi), как единственное Сущее, в Котором сущность и бытие абсолютно тождественны. Тварные вещи обладают бытием по аналогии с бытием Бога и наделяются бытием сообразно «вмещающей способности» их собственных сущностей. Познание Бога в его сущности недоступно человеку, но существование Бога может быть познано исходя из творений и по аналогии с ними. В познании материальных вещей томизм исходит из реального тождества между сущностью познаваемой вещи и её умопостигаемой формой в интеллекте, а также из наличия особой онтологической единицы (species) как средства, доставляющего форму материальной вещи в познающую душу и активирующего познавательную способность. Первым непосредственным объектом интеллектуального познания выступает общая сущность вещей, для познания индивидуальных свойств вещи интеллект нуждается в обращении к её образу во внутреннем чувстве. К другим основополагающим положениям томизма относятся тезисы о чистой потенциальности первоматерии, а также о чисто спиритуальном бытии отделённых субстанций. Этика томизма эвдемонистична: высшей целью человеческой жизни признаётся достижение блаженства.
В целом понятие «томизм» заключает в себе совокупность различных направлений мысли, формировавшихся в разное время и акцентировавших разные стороны учения Фомы Аквинского, вносящих в него при этом разнообразные изменения. Начало истории томизма связано с негативной реакцией на нововведения, произведённые Фомой Аквинским (на активную рецепцию им Аристотеля и переосмысление идей арабоязычного аристотелизма): среди тезисов, осуждённых епископом Парижа Этьеном Тампье в 1277 г., около 20 принадлежали самому Фоме Аквинскому (обвинения были сняты к 1323 – году канонизации Фомы Аквинского). В целом принято вычленять 3 этапа в развитии классического томизма (до 19 в.): ранний томизм, период комментаторов, период Disputationes, или философских и богословских систем.
Ранний период (конец 13 – 2-я половина 15 вв.; Регинальд из Пиперно, Эгидий Лессинский, Бернард Трилийский и др.) называют иногда периодом «Защит» («Defensiones») – сочинений, в которых идеи Фомы Аквинского защищались его последователями от критики. В этот же период осознаются расхождения между комментариями Фомы Аквинского к «Сентенциям» («Scriptum sententiarum») и его сочинением «Сумма теологии», что вызвало появление критических текстов в жанре correctorium («исправления»), авторами которых были преимущественно францисканцы, и ответных «исправлений извратителей» (correctorium corrumptorum) со стороны доминиканцев. Появляются также симфонии (concordantiae), пытавшиеся примирить противоречия в разных текстах Фомы Аквинского. Итог этим исканиям подвёл Иоанн Капреол (около 1380–1444), автор 7-томного (издан в 1900–1908) труда «Вопросы на четыре книги Сентенций, или Четыре книги защит теологии Фомы Аквинского» («Quaestiones in IV libros Sententiarum, seu libri IV defensionum theologiae Thomae Aquinatis»), кратко именуемого «Defensiones» («Защиты») и принёсшего автору почётный титул «князя томистов». Капреол не только чётко сформулировал основные идеи томизма, но и утвердил ставшие затем общепринятыми принципы комментирования текстов Фомы Аквинского, признав развитие и трансформацию его мысли.
Во 2-й период томизма (конца 15 – середины 16 вв.) Каэтан, Франческо Сильвестри да Феррара (1474–1528) и другие создали подробные комментарии к систематическим трактатам Фомы Аквинского, прежде всего к сочинению «Сумма теологии», а сама «Сумма...» окончательно вытеснила «Сентенции» Петра Ломбардского из практики университетского преподавания и стала базовым учебником теологии.
В 3-й период – полемический (от Тридентского собора и до Великой французской революции) создаются многочисленные учебные тексты и трактаты «в духе Фомы» (ad mentem Thomae), организованные в виде стройных философских или богословских систем. Наряду с ортодоксальными томистами, преимущественно доминиканцами, стремившимися следовать букве Фомы Аквинского (Доминго Баньес), можно выделить «эклектических» томистов, прежде всего иезуитов (Ф. Суарес, Г. Васкес, плеяда иезуитов 17–18 вв.), которые соединяли в своих философских и богословских построениях концепции томизма с идеями скотизма или оккамизма и др. К концу 18 в., с обрывом непрерывной схоластической традиции, томизм приходит в состояние глубокого упадка – вплоть до наступления эпохи неотомизма.