Пий XI
Пий XI (лат. Pius XI; до избрания папой Амброджо Дамиано Акилле Ратти, итал. Ambrogio Damiano Achille Ratti) (31.5.1857, Дезио, Ломбардо-Венецианское королевство, Австрийская империя, ныне провинция Монца-э-Брианца, область Ломбардия, Италия – 10.2.1939, Ватикан), папа Римский (с 1922).
Ранние годы
Происходил из семьи владельца небольшой фабрики по производству тканей; учился в Миланской семинарии, затем продолжил обучение в Риме, получив три диплома: по теологии в Римском университете «Ла Сапиенца», по каноническому праву – в Папском Григорианском университете и по философии – в Папском университете Святого Фомы Аквинского. В 1879 г. рукоположен в священники. С 1888 г. работал научным сотрудником в Библиотеке Амброзиана в Милане, а в 1907 г. возглавил её, став префектом. В 1911 г. папа Пий X назначил Ратти вице-префектом Ватиканской апостольской библиотеки. В 1914 г. Ратти стал её префектом, а также членом Римской академии археологии.
В 1918 г. папа Бенедикт XV назначил Ратти апостольским визитатором Польши и Литвы. В 1919 г. он получил статус апостольского нунция в Польше и был посвящён в сан титулярного архиепископа Лепантского. В качестве нунция Ратти активно участвовал в переговорах об обмене арестованного в Петрограде главы католической церкви в Российской империи архиепископа Э. фон дер Роппа (1851–1939) на австрийского коммуниста К. Б. Радека, находившегося в заключении в польской тюрьме. В конце 1920 г. Ратти был назначен церковным комиссаром для соблюдения интересов Церкви в период плебисцита, который должен был решить вопрос государственной принадлежности Верхней Силезии (на неё претендовали Германия и Польша). Обеспокоенный ростом польского национализма, Ратти занял позицию, которая вызвала протесты польской стороны, и был отозван в Рим. 13 июня 1921 г. папа Бенедикт XV назначил Ратти архиепископом Милана и возвёл в достоинство кардинала.
Понтификат
Избранный папой 6 февраля 1922 г., Ратти принял имя Пий XI, взяв девизом понтификата формулу «Pax Christi in Regno Christi» («Мир Христов в царстве Христовом»).
Важнейшую роль в обновлении религиозной жизни Пий XI отводил апостольству мирян. В 1922 г. он провёл реорганизацию системы католических союзов мирян в Италии, объединив их в централизованную и подчинённую Святому Престолу организацию «Католическое действие», которая, по его мысли, должна была стать основным орудием восстановления роли и влияния Церкви в общественной жизни. В задачи «Католического действия» входила и социальная деятельность, которой Пий XI уделял особое внимание. Наиболее известная его энциклика по социальному учению Церкви – «Quadragesimo anno» («В сороковой год», 1931), посвящённая 40-летию энциклики папы Льва XIII «Rerum novarum» («Новых вещей...», 1891). Осудив отрицательные стороны капитализма, Пий XI подчеркнул, что в последние десятилетия социалистические теории претерпели кардинальные изменения, разделившись на два течения. Одно из них, более умеренное, выдвигает многие справедливые требования, которые могут быть приняты и разделены Церковью, хотя материалистические принципы и огосударствление всей экономической деятельности противоречат её учению; другое же, радикальное течение, названное термином «коммунизм», он осудил. Пий XI подчеркнул необходимость участия рабочих в управлении предприятиями, которое мыслилось им как совладение, соуправление и получение прибылей.
Пий XI способствовал возрождению миссионерской деятельности, призывая при этом отделять евангелизацию от политических интересов. В 1925 г. он открыл большую миссионерскую выставку, а также основал в Латеранском дворце Этнографический миссионерский музей.
Главным событием понтификата Пия XI стало подписание 11 февраля 1929 г. между Святым Престолом и правительством Италии Латеранских соглашений, наиболее важным итогом которых стало создание государства Ватикан и восстановление светской власти римских пап.
Пий XI поддерживал корпоративную политику Б. Муссолини, однако некоторые начинания фашистского правительства вызвали его серьёзную критику и неприятие. В энциклике «Non abbiamo bisogno» («Нам нет необходимости», 1931) он решительно осудил принципы тоталитарного государства. Введение в Италии расовых законов вызвало две ноты протеста со стороны Святого Престола. В 1938 г. Пий XI начал готовить текст энциклики, осуждающей расизм и антисемитизм, но смерть помешала ему завершить этот замысел.
Несмотря на то что Пий XI заключил конкордат с Германией (20 июля 1933), происходившие в нацистской Германии события вызывали его неоднократные критические выступления, а расистские теории подвергались критике начиная с середины 1930-х гг. В течение 1933–1939 гг. Ватикан направил германскому правительству 55 нот протеста по поводу нарушений конкордата. В энциклике «Mit brennender Sorge» («С огромной обеспокоенностью», 1937) Пий XI, подчёркивая стремление достичь мирных отношений между Святым Престолом и Германией, категорично дал понять, что для этого необходим отказ от антицерковной политики и основных постулатов нацистской идеологии, противоречащих христианству.
В марте 1937 г. Пий XI опубликовал энциклику «Firmissimam constantiam» («Твёрдое постоянство»), в которой отреагировал на преследования Церкви в Мексике. В Испании Пий XI поддержал правление генерала Ф. Франко ввиду того, что республиканское правительство лишило испанскую Церковь её имущественных и других прав.
В энциклике «Mortalium animos» («Души смертных», 1928) Пий XI осудил экуменическое движение, запретил католикам участвовать в нём и утверждал, что восстановление христианского единства возможно лишь на основе воссоединения отделившихся Церквей с католической Церковью.
Отношения с СССР
Особое значение придавал Пий XI отношениям с Россией. В марте 1922 г. при участии полпреда в Риме В. В. Воровского был заключён договор об отправке миссии помощи голодавшему населению России. Попытка прямых контактов с представителями советского правительства была осуществлена в 1922 г. во время Генуэзской конференции, когда заместитель государственного секретаря Ватикана монсеньор Дж. Пиццардо встретился с наркомом иностранных дел Г. В. Чичериным. С середины 1924 г. переговоры были продолжены в Берлине нунцием Э. Пачелли (впоследствии папа Пий XII) и полпредом СССР в Германии Н. Н. Крестинским. С ужесточением религиозной политики в СССР Пий XI осудил антирелигиозную кампанию и аресты священников в СССР. 19 марта 1937 г. Пий XI опубликовал энциклику «Divini Redemptoris» («Божественного Искупителя»), осудившую «атеистический коммунизм». После отъезда из России католической миссии помощи в 1925 г. Пий XI учредил Папскую комиссию по делам католической Церкви в России «Pro Russia», а в 1929 г. создал русскую коллегию Russicum.
Отношение к науке и технике
В отличие от своего предшественника, утончённого аристократа Бенедикта XV, Пий XI был папой «ревущих двадцатых» с их самолетами и автомобилями и интересовался всеми последними достижениями науки и техники. В молодости он был неутомимым спортсменом, занимался альпинизмом и даже восходил на самую высокую альпийскую вершину – Монблан. За многократные восхождения он был избран членом старейшего и самого престижного в мире клуба альпинистов – лондонского Альпийского клуба. Став Римским папой, Пий XI поручил итальянскому учёному и изобретателю Г. Маркони создать радиостанцию Ватикана, которая была торжественно открыта 12 февраля 1931 г., и папа Римский впервые обратился с посланием в эфире. Также Пий XI был инициатором создания телефонной станции в Ватикане. В 1935 г. он перенёс на новое место и вновь открыл Ватиканскую астрономическую обсерваторию, а через год, в 1936 г., реформировал Папскую академию деи Нуови Линчеи, превратив её в Папскую академию наук (ныне от неё отделена светская Национальная академия деи Линчеи). В 1925 г. он создал Папский институт христианской археологии, в 1934 г. основал школу для подготовки библиотекарей при Ватиканской библиотеке. Пий XI также произвёл автомобилизацию Ватикана, отказавшись от конных карет. Он не только стал пользоваться автомобилем, но и сам отлично водил машину.
Пий XI умер в возрасте 81 года. Похоронен в соборе Святого Петра в Ватикане.