Клейст Генрих фон
Клейст Ге́нрих фон, Бернд Генрих Вильгельм фон Клейст (Bernd Heinrich Wilhelm von Kleist) (18.10.1777, Франкфурт-на-Одере – 21.11.1811, Ванзе, ныне Клайнер-Ванзе, в черте Берлина), немецкий драматург, писатель и публицист.
Биографические сведения
Из старинного прусского военно-аристократического рода. Рано остался сиротой: отец умер в 1788 г., мать – в 1793 г. В 1792–1799 гг. служил в прусской гвардии; во время войны первой коалиции против Франции принимал участие в осаде Майнца (1793) и в Рейнском походе (1794). В 1799 г. добровольно вышел в отставку. В университете Франкфурта-на-Одере слушал лекции по математике, физике, философии, истории культуры и естественному праву. Летом 1800 г. оставил учёбу, не определившись с выбором основной дисциплины. В том же году обручился с дочерью генерала Вильгельминой фон Ценге, которую обучал немецкой грамматике. Свадьба была отложена по требованию отца невесты до получения Клейстом должности. В 1800–1805 гг. путешествовал по Германии, Швейцарии и Франции, чтобы найти для себя подходящее место службы. Во время поездок познакомился с К. М. Виландом, В. фон Гумбольдтом, Ф. де ла Мотт Фуке, Г. Цшокке и осознал своё писательское призвание. В марте 1801 г. в Берлине Клейст познакомился с философией И. Канта, которая оказала на него сильнейшее эмоциональное воздействие и заставила усомниться в возможности познания объективной истины. В 1802 г. разорвал помолвку с В. фон Ценге.
С середины 1804 г. Клейст служил чиновником в министерстве финансов в Берлине. В 1805–1806 гг. проходил переподготовку в университете Кёнигсберга в области финансов и экономики. После успехов Наполеона I в войне четвёртой коалиции Клейст, лишившийся перспектив чиновничьей карьеры, намеревался отправиться в Дрезден и заняться литературной деятельностью, но в январе 1807 г. в Берлине был арестован французской военной администрацией. Провёл полгода в плену, пока не был освобождён по условиям Тильзитского мира. Прибыв в Дрезден, в 1808 г. Клейст совместно с политическим философом и публицистом А. Мюллером начал выпускать журнал Phöbus («Феб»). В том же году из-за финансовых проблем был вынужден продать права на выпуск журнала и покинуть город. В 1809 г. вернулся в Берлин, где с 1810 г. издавал антифранцузскую газету Berliner Abendblätter («Берлинские вечерние листки», закрыта в 1811 из-за ужесточившихся цензурных ограничений и финансовых трудностей), собственные драматические и прозаические сочинения. Преследуемый бедностью и неудачами, отвергнутый родственниками, Клейст, с юности склонный к суициду, сначала застрелил свою смертельно больную подругу Генриетту Фогель, а затем застрелился сам.
Драматическое творчество
Основу творческого наследия Клейста составляют пьесы и прозаические новеллы. В центре его внимания – трагический в своей неразрешимости конфликт природного и социального, человеческих аффектов и общественных установлений. Первая поставленная пьеса, трагедия рока «Семейство Шроффенштейн» («Die Familie Schroffenstein», опубликована анонимно в 1803), выросла из незавершённой пьесы «Семейство Тьеррец» («Die Familie Thierrez», 1802) и трагедии «Семейство Гонорец» («Die Familie Ghonorez», 1802). Действие пьесы происходит в средневековой Германии (в предшествующих произведениях – в Испании). Трагическая история любви между представителями двух ветвей одного рода внешне строится по модели трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, но при этом существенно осложняется зловещей готической атмосферой и проблематикой недоверия и непонимания между близкими людьми – темой, занимавшей Клейста во время «кантовского кризиса». Постановка пьесы в 1804 г. в Граце не привлекла внимания современников.
Одновременно с «Семейством Шроффенштейн» Клейст писал трагедию на военно-политическую тему «Роберт Гискар» («Robert Guiskard», 1802–1803). Несмотря на поддержку К. М. Виланда, Клейст, связывавший с этой пьесой честолюбивые ожидания, не справился с сюжетом и в 1803 г. в Париже уничтожил все её рукописи. В 1808 г. он восстановил дошедший до нас фрагмент из 10 явлений и опубликовал его в своём журнале Phöbus. В основе трагедии – последние дни нормандского герцога Роберта Гвискара, воевавшего в конце жизни с Византией и умершего от чумы во время похода на Константинополь. Поэтика фрагмента, в котором отразилось сложное отношение драматурга к Наполеону I, обнаруживает влияние античной (Софокл) и шекспировской трагедий и основывается на непримиримом конфликте судьбы и человеческого характера.
Комедия «Разбитый кувшин» («Der zerbrochene Krug», написана в 1802–1806, опубликована в 1811), близкая по сюжету к народным масленичным фарсам, – одна из немногих пьес Клейста, поставленных при его жизни (осуществлённая И. В. Гёте в 1808 в Веймаре постановка успеха не имела). В «Разбитом кувшине», основанном на юмористическом переосмыслении принципа аналитической театральной композиции, восходящей к трагедии «Царь Эдип» Софокла, главный персонаж – судья Адам – вынужден вести дело против собственного эротического проступка, или «грехопадения» (неудачного вечернего визита к крестьянской девушке Еве). В комедии «Амфитрион» («Amphitryon», 1807, поставлена в 1899) драматург вольно переложил одноимённую пьесу Мольера.
В трагедии «Пентесилея» («Penthesilea», 1808; поставлена в 1876 в Берлине) Клейст, опираясь на легендарный образ царицы амазонок, решительно переосмыслил классический образ Античности, утверждённый И. И. Винкельманом («благородная простота и спокойное величие») и нашедший каноническое воплощение в драме И. В. Гёте «Ифигения в Тавриде». У Клейста речь идёт о любви-ненависти Пентесилеи к Ахиллу, которая усугубляется принятой автором версией об обычае амазонок брать себе мужей в бою. В трагедии Античность предстаёт как эпоха неукротимых страстей, доходящих до каннибализма: в финале Пентесилея вместе с псами терзает убитого ею Ахилла. Эта сцена навеяна древнегреческими мифами о растерзанном вакханками царе Пенфее, а также об Артемиде и Актеоне. Болезненная экзальтированность пьесы шокировала современников, в том числе Гёте.
Романтическая рыцарская драма «Кетхен из Гейльбронна, или Испытание огнём» («Das Käthchen von Heilbronn, oder Die Feuerprobe», 1808; поставлена в 1810 в Вене) являет собой, по словам самого Клейста, оборотную сторону трагедии «Пентесилея». В обоих случаях речь идёт о противоестественном поведении женщин-героинь, спровоцированном столкновением их характеров с внешними обстоятельствами. Если любовью Пентесилеи в итоге овладевает ярость и жажда смерти, то Кетхен – к финалу выясняется, что она незаконная дочь императора, – следует за своим возлюбленным, графом Веттером фон Штралем, с покорностью и смирением, доходящим до унижения.
Трагедия «Битва Германа» («Битва Арминия», «Die Hermannsschlacht», 1808; поставлена в 1860 в Бреслау, ныне Вроцлав, Польша) вдохновлена патриотическими надеждами Клейста на усиление антинаполеоновских настроений в Германии и Австрии. В основу сюжета положены исторические события – разгром союзом германских племён во главе с Арминием римской армии под командованием Публия Квинтилия Вара в Тевтобургском Лесу (9 г. н. э.). Это наиболее прямолинейная пьеса Клейста, в которой древняя история использована для оправдания беспощадной и бескомпромиссной борьбы с французскими (в трагедии – римскими) захватчиками. Тематически и хронологически к «Битве Германа» примыкает националистическая политическая публицистика («Катехизис немцев», «Katechismus der Deutschen»), сатира («Учебник французской журналистики», «Lehrbuch der französischen Journalistik») и лирика Клейста 1809 г.
В последней пьесе, психологической драме «Принц Фридрих Гомбургский» («Prinz Friedrich von Homburg», 1810; поставлена в 1821), Клейст использовал эпизод битвы со шведами при Фербеллине (1675), упомянутый в сочинении Фридриха II Великого «История Дома Бранденбургов» («Mémoires pour servir a l'histoire de la maison de Brandebourg», 1748). Реальный принц Гомбургский, ставший прототипом героя драмы Клейста, без приказа начал бой и был спасён лишь усилиями основной армии. Одержав победу, курфюрст Фридрих Вильгельм I простил принца. У Клейста принц Гомбургский, превращённый из немолодого, искалеченного войной генерала в мечтательного романтического юношу, представлен главным творцом победы. Основав идейный конфликт драмы на противостоянии мечты и реальности, Клейст стремился примирить своеволие романтического героя и идеализированные надличные военно-государственные и правовые традиции. В пьесе драматург продолжил полемику с театром веймарского классицизма, начавшуюся в трагедии «Пентесилея». В драме «Принц Гомбургский» переосмыслен классицистический принцип исторического героя и деяния, представленный в Германии Ф. Шиллером в драматической трилогии «Валленштейн», действие которой также разворачивается в 17 в. В 1951 г. на Авиньонском фестивале Ж. Вилар поставил пьесу «Принц Фридрих Гомбургский» с Ж. Филипом в заглавной роли.
Пьесы Клейста шли в Мейнингенском театре, венском «Бургтеатре», в театрах под руководством Г. Грюндгенса, Макса Рейнхардта и др.
Проза
Убеждённость в слабости человеческого разума, его неспособности проникнуть в тайны судьбы отразилась в новеллах Клейста 1810–1811 гг., разнообразных по характеру и сюжету, но всегда отмеченных остротой нравственно-психологической проблематики и оригинальным для того времени сочетанием лаконизма и драматизма: анекдотически-нравоучительная «Маркиза дʼО.» («Die Marquise von O…»), детективная «Землетрясение в Чили» («Das Erdbeben in Chili»), готическая «Найдёныш» («Der Findling»), мистическая «Локарнская нищенка» («Das Bettelweib von Locarno»), фаталистическая «Обручение на Сан-Доминго» («Die Verlobung in St. Domingo»), стилизованная легенда «Святая Цецилия, или Власть музыки» («Die heilige Cäcilie oder die Gewalt der Musik») и др. Лучшее прозаическое произведение Клейста – имитирующая историческую хронику 16 в. новелла «Михаэль Кольхаас» («Michael Kohlhaas»), в которой поставлены вопросы справедливости и законности, вины и наказания, бунта и религиозного смирения.
Среди эссе на литературно-художественные темы выделяется «О театре марионеток» («Über das Marionettentheater», 1810), в котором Клейст сформулировал ставший знаменитым парадокс несовместимости грации и сознания. В работе «О том, как постепенно составляется мысль, когда говоришь» («Über die allmählige Verfertigung der Gedanken beim Reden», написана в 1805–1806, опубликована в 1878), вопреки классической риторике, утверждается, что идеи не облекаются в слово уже готовыми, а возникают лишь в процессе их формулирования. Прозаические сочинения Клейста, благодаря лаконизму языка, парадоксальной структуре и проблематике, оказали значительное влияние на художественную прозу и эссеистику немецкого модернизма.
Посмертная слава
Первый издатель сочинений Клейста – Л. Тик (1821, 1826). Творчество Клейста в 1-й половине 19 в. не пользовалось достаточной известностью и стало обретать популярность после объединения Германии в 1871 г. По достоинству оно было оценено лишь в 20 в., оказав влияние на многие литературные направления (в том числе на экспрессионизм).
В России и СССР на русский язык Клейста переводили С. К. Апт, Ю. Б. Корнеев, Н. С. Ман, А. И. Оношкович-Яцына, Б. Л. Пастернак, Г. А. Рачинский, Н. Я. Рыкова, А. В. Фёдоров и др.
С 1912 г. в Германии учреждена престижная литературная премия Клейста.
2011 г. был объявлен в Германии «годом Клейста». В рамках юбилейных мероприятий были осуществлены новые театральные постановки пьес драматурга, организованы многочисленные публичные чтения его произведений, выставки и конференции.
Клейст и музыка
Музыку к пьесам Клейста сочиняли Г. Маршнер («Принц Фридрих Гомбургский», 1821), Ф. Дрезеке («Битва Германа», 1860), Х. Пфицнер («Кетхен из Гейльбронна», 1905; «Песня бардов», «Gesang der Barden» из пьесы «Битва Германа», 1906). Трагедия «Пентесилея» вдохновила на создание музыкальных произведений Х. Вольфа (одноимённая симфоническая поэма, 1885), Дрезеке (одноимённая симфоническая прелюдия, 1889), О. Шёка (одноимённая опера, 1927). Дрезеке положил на музыку оду «Германия своим детям» («Germania an ihre Kinder», 1859). Оперы на сюжеты из произведений Клейста создали Х. В. Хенце («Принц Гомбургский», 1960), В. Эгк («Обручение на Сан-Доминго», 1963), А. Тертерян («Землетрясение», 1984, поставлена в 2003; по новелле «Землетрясение в Чили»).