Этнология
Этноло́гия (от греч. ἔθνος – народ, племя и …логия), наука о культурном многообразии народов как этнических общностей, изучающая в сравнительном и аналитическом аспектах содержание и формы этничности, исторические формы и современное существование этнических общностей, межэтнические взаимодействия (отношения), политические функции этничности и этнонациональную политику. Отличительной особенностью этнологии являются полевые исследования и этнографический метод включённого наблюдения. Впервые обозначение этнологии как науки использовано австрийским учёным венгерского происхождения А. Колларом (1718–1783) (Kollár. 1783. P. 80), изучавшим культурные традиции и этнический состав населения Австрийской и Оттоманской империй. Название «этнология» получило преимущественное распространение в Центральной и Восточной Европе, в англо-американской традиции эта дисциплина называется «социально-культурная антропология».
Основы этнологии заложены описаниями экзотических народов у путешественников – исследователей Африки (Р. О. Кайе, Д. Ливингстон, Г. Барт, С. У. Бейкер, П. С. де Бразза, А. К. Булатович, В. В. Юнкер, Л. К. Артамонов), Азии (Н. М. Пржевальский, П. П. Семёнов-Тян-Шанский, А. Вамбери, А. Давид-Неель), Океании (Дж. Кук, Ж. Дюмон-Дюрвиль, Ж. Ф. де Лаперуз, О. Е. Коцебу, И. Ф. Крузенштерн), Америки (К. фон Мартиус, М. Льюис, Дж. Доусон), исследователей Средней Азии (Н. В. Ханыков, Ч. Ч. Валиханов), Сибири, Дальнего Востока и Аляски (С. П. Крашенинников, П. С. Паллас, И. И. Георги, М. Д. Левашов, Г. И. Лангсдорф, А. Ф. Миддендорф, М. И. Венюков, В. В. Радлов, Г. И. Невельской, Л. И. Шренк, Ф. П. Врангель, И. Г. Вознесенский, Л. А. Загоскин, В. К. Арсеньев и др.), миссионерами и просветителями [Ж.-Ф. Лафито, М. Добрицхоффер, М. Гузинде, Н. Я. Бичурин, Иннокентий (Попов-Вениаминов), П. И. Кафаров и др.]. В 1-й половине 19 в. формируется представление о «народоведении» (нем. Volkskunde) как об отдельной области знаний; возникают первые научные организации: Парижское этнологическое общество (1839), Американское этнологическое общество (1842), Лондонское этнологическое общество (1843) и др.
В России этнология и этнография понимались как синонимы. С 1830-х гг. изучаются этнография, фольклор и мифология русских, украинцев и других славянских народов (М. А. Максимович, В. И. Даль, И. М. Снегирёв, И. П. Сахаров, П. В. Киреевский, И. И. Срезневский, Н. И. Костомаров, П. А. Кулиш, А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, О. Ф. Миллер, П. Н. Рыбников, П. М. Шпилевский, И. И. Носович, И. А. Худяков, П. С. Ефименко, Н. В. Крушевский, С. В. Максимов, А. Ф. Гильфердинг, Е. В. Барсов), развивается краеведение. С 1830-х гг. предпринимаются экспедиции для изучения народов Севера, Сибири и Центральной Азии (М. А. Кастрен, Г. Н. Потанин, Н. М. Ядринцев, В. В. Радлов, В. П. Васильев, Д. А. Клеменц), Индии (И. П. Минаев), Океании (Н. Н. Миклухо-Маклай). Их организацией с 1845 г. занимается Русское географическое общество (РГО), при котором действовало Отделение этнографии (ОЭ; первые председатели – К. М. Бэр и Н. И. Надеждин); региональные отделы РГО возникли в Тифлисе (1851), Иркутске (1851), Вильне (1867), Оренбурге (1867), Киеве (1873), Омске (1877), Хабаровске (1894), Ташкенте (1897). В 1847–1848 гг. разослана программа-циркуляр по сбору этнографических описаний, работа с которыми была поручена Н. И. Надеждину и К. Д. Кавелину. Они публиковались в специальных изданиях РГО (Этнографический сборник – вып. 1–6, 1853–1864; Записки РГО по отделению этнографии – с 1867), а также в «Вестнике РГО» и «Известиях РГО». В 1851 г. опубликована первая этнографическая карта Европейской России, составленная П. И. Кеппеном; в 1862 г. вышел первый сводный труд по этнографии народов России – «Description ethnographique des peuples de la Russie» Т. де Паули.
С середины 19 в. исследуются обычное право и статистика крестьянской общины (Н. В. Калачов, П. С. Ефименко, А. Я. Ефименко, М. М. Ковалевский, Е. И. Якушкин). С 1876 г. при ОЭ РГО действовала Комиссия о народных юридических обычаях (председатель – Н. В. Калачов), составившая «Программу для собирания народных юридических обычаев» и выпускавшая с 1878 г. «Сборник по народным юридическим обычаям». Развивалось изучение народов Сибири (И. А. Худяков, Д. А. Клеменц, Н. Ф. Катанов, В. Г. Богораз, В. И. Иохельсон, Л. Я. Штернберг, Б. О. Пилсудский, Г. Н. Потанин).
В 1863 г. при Московском университете возникло Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАЭ) с отделом этнографии, возглавляемым Н. А. Поповым, В. Ф. Миллером, Д. Н. Анучиным и А. Н. Максимовым. ОЛЕАЭ организована в 1867 г. Всероссийская этнографическая выставка в Москве, экспонаты которой после её закрытия переданы в Румянцевский музей (Дашковская коллекция). В 1878 г. при Казанском университете создано Казанское общество археологии, истории и этнографии. В конце 19 – начале 20 вв. возникают этнографические музеи Санкт-Петербурга (Музей антропологии и этнографии – МАЭ, Российский этнографический музей). В конце 19 в. стали выходить первые этнографические журналы – «Этнографическое обозрение» (ОЛЕАЭ, 1889) и «Живая старина» (РГО, 1890). Расширению материала по изучению русского крестьянства способствовала деятельность «Этнографического бюро» В. Н. Тенишева.
В 1917 г. при Академии наук создана Комиссия по изучению племенного состава России, в 1930 г. на её основе – Институт по изучению народов СССР; в результате его слияния в 1933 г. с МАЭ возник Институт этнографии АН СССР (ныне Институт этнологии и антропологии РАН). С 1926 г. под эгидой МАЭ издавался журнал «Этнография» [в 1931–1991 – «Советская этнография» (с 1933 под эгидой Института этнографии АН СССР), с 1992 – «Этнографическое обозрение»]. Важное значение для развития этнологии имел Комитет содействия народностям северных окраин при ВЦИК (Комитет Севера) при Президиуме ЦИК. В 1924 г. был открыт Центральный музей народоведения в Москве.
В конце 1920-х гг. в советской этнологии развернулась дискуссия о её предмете и методе, о её соотношении с другими гуманитарными дисциплинами и применении к ней историко-материалистической теории. Наряду с усилением позиций эволюционизма, свои взгляды отстаивали критиковавшие его сторонники «культурно-исторической школы» – П. Ф. Преображенский и последователи Д. Н. Анучина и В. В. Богданова – Б. А. Куфтин и его ученики М. Г. Левин, С. П. Толстов, Н. Н. Чебоксаров и другие, а также Д. К. Зеленин. К началу 1930-х гг. в советской этнологии утвердился догматический марксизм (этому в значительной мере способствовало совещание этнографов 5–11 апреля 1929 и Всероссийское археолого-этнографическое совещание 7–11 мая 1932 в Ленинграде). Влиятельное положение занимали сторонники Н. Я. Марра (Н. М. Маторин и др.).
Основное внимание советских этнологов было обращено на изучение социальных институтов первобытного и патриархального обществ (М. О. Косвен, А. М. Золотарёв, С. А. Токарев, Н. А. Бутинов), ранних форм хозяйства (А. Н. Максимов), типологии этнических общностей (П. И. Кушнер). Развивались краеведение (Д. А. Золотарёв), исследование народов Севера (Б. Э. Петри, Л. П. Потапов, Е. А. Крейнович, Б. О. Долгих, А. А. Попов, Г. М. Василевич, И. С. Гурвич), Кавказа (М. О. Косвен, А. Н. Генко, С. Д. Лисициан, Б. А. Калоев), Средней Азии (С. М. Абрамзон, М. С. Андреев), Африки (Д. А. Ольдерогге, И. И. Потехин), северо- и южноамериканских индейцев (Ю. П. Аверкиева, Ю. В. Кнорозов, Л. А. Файнберг), Восточной Азии (Р. Ф. Итс, А. М. Решетов), изучение ранних форм религии (С. А. Токарев, А. Ф. Анисимов, Б. И. Шаревская), фольклора и народного творчества (П. Г. Богатырёв, В. Я. Пропп, С. В. Иванов, Э. В. Померанцева, В. Н. Чернецов), истории материальной культуры (Е. Э. Бломквист, Н. И. Лебедева, Г. С. Маслова, Е. Н. Студенецкая). Выпущены многотомная серия «Народы мира. Этнографические очерки» (1954–1966), «Атлас народов мира» (1964), Историко-этнографический атлас Сибири (1961) и «Русские. Историко-этнографический атлас» (1967, 1970); позднее эта работа была продолжена созданием историко-этнографического атласа Прибалтики (1985–1986) и других региональных атласов. В физической антропологии наметился контакт традиционного расоведения с популяционной генетикой. Благодаря широким одонтологическим, дерматоглифическим и серологическим исследованиям территория России – наиболее изученный регион планеты в этом отношении.
С 1960-х гг. вновь разворачиваются дискуссии по теоретическим проблемам этнологии – о соотношении рода и первобытной общины, о типологии этнических общностей и теории этноса (С. А. Токарев, Ю. В. Бромлей, С. И. Брук, П. И. Пучков, С. А. Арутюнов, В. И. Козлов, Л. Н. Гумилёв), о других видах культурного многообразия (хозяйственно-культурных типах и историко-этнографических областях, этноконфессиональных общностях). Разрабатываются проблемы этносоциологии (Ю. В. Бромлей, Л. М. Дробижева, В. В. Пименов, Ю. В. Арутюнян, М. Н. Губогло), этногеографии, этнической статистики и картографии (С. И. Брук, П. И. Пучков), политической антропологии (Л. Е. Куббель, А. В. Коротаев, Н. Н. Крадин, Д. М. Бондаренко, В. В. Бочаров), ведётся изучение теории и истории первобытного общества (А. И. Першиц, Л. А. Файнберг, Ю. И. Семёнов, Н. А. Бутинов, Б. А. Фролов), систем родства (Д. А. Ольдерогге, В. А. Попов, М. В. Крюков, М. А. Членов), современных этнических процессов и национализма [В. А. Тишков, В. А. Шнирельман, Г. В. Старовойтова, В. В. Степанов, М. Ю. Мартынова; коллективные монографии по зарубежной Европе (1970), Центральной Америке (1974), Юго-Восточной Азии (1974), Южной Азии (1976), Карибскому региону (1982), Южной Америке (1981)].
В 1970–1980-х гг. развивались исследования традиционной культуры с позиций структурализма (В. В. Иванов, В. Н. Топоров, Е. М. Мелетинский, Б. А. Успенский, Е. С. Новик, А. К. Байбурин и др.). Общее повышение интереса к проблемам религии, мифологии, обряда отразилось в энциклопедии «Мифы народов мира» (1980–1982). В те же годы изучаются история производящего хозяйства (С. А. Семёнов, В. А. Шнирельман, Б. В. Андрианов), календарные обряды и праздники (коллективные монографии по зарубежной Европе 1973–1983, Восточной Азии 1985 и 1989, Юго-Восточной Азии 1993), традиционная культура восточных славян (Н. И. Толстой, И. В. Власова, М. М. Громыко, А. К. Байбурин), народов Поволжья (Н. И. Воробьёв, Р. Г. Кузеев, В. В. Пименов), Севера и Сибири (З. П. Соколова, Н. А. Томилов, А. В. Головнёв, А. В. Смоляк, Д. А. Функ, И. Н. Гемуев, Н. Б. Вахтин), Азии (Н. Л. Жуковская, С. А. Арутюнов, Р. Ш. Джарылгасинова), Африки (В. А. Попов, Д. М. Бондаренко, Н. М. Гиренко, Р. Н. Исмагилова, Э. С. Львова), народов Азии и Океании (Н. А. Бутинов, Д. Д. Тумаркин, О. Ю. Артёмова) и др. Начиная с 1990-х гг. вышли 38 томов историко-этнографической серии «Народы и культуры» (1997–2022), карта «Народы Российской Федерации», энциклопедии «Народы России» (1994) и «Народы и религии мира» (1998), продолжалось издание «Памятников фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» (1983–2016). За подготовку к печати этих работ В. А. Тишков, П. И. Пучков и С. И. Брук (посмертно) были удостоены Государственной премии РФ (2001). Крупные центры этнологии, помимо Москвы и Ленинграда, формируются в Махачкале, Казани, Новосибирске, Ижевске, Томске, Омске, Владивостоке, Хабаровске и др. Ряд российских этнологов работали в эмиграции (Н. М. Могилянский в Чехии, С. М. Широкогоров в Китае, В. Р. Кабо в Австралии, И. И. Крупник в США). В физической антропологии изучались проблемы этногенеза и антропогенеза (В. В. Бунак, М. А. Гремяцкий, Я. Я. Рогинский, Ю. Г. Рычков, В. П. Якимов, Е. Н. Хрисанфова, А. А. Зубов и др.), проводились исследования в области морфологии человека и расоведения (В. В. Бунак, Л. В. Ошанин, Г. Ф. Дебец, М. Г. Левин, Я. Я. Рогинский, Н. Н. Чебоксаров, В. П. Алексеев и Т. И. Алексеева, П. И. Зенкевич и др.).
С начала 1990-х гг. этнология и социально-культурная антропология в России получили новое развитие. Пересмотрены многие традиционные для отечественной этнологии и антропологии теоретические и методологические положения. Вырос интерес к новым методологиям – социальному конструктивизму и постструктурализму, возникли новые направления юридической антропологии (А. И. Ковлер, Н. И. Новикова), этнопсихологии, этологии человека (М. Л. Бутовская), ведутся исследования в области теории этничности, межэтнических отношений и конфликтов (В. А. Тишков, С. В. Соколовский, Л. М. Дробижева, М. Н. Губогло, Э. А. Паин, В. В. Степанов), развиваются миграционные и гендерные исследования (В. С. Малахов, В. И. Мукомель, Н. Л. Пушкарёва), медицинская антропология и биоэтика (Д. В. Михель, В. И. Харитонова, А. А. Ожиганова), киберантропология и антропология медиа (С. Ю. Белоруссова, А. В. Головнёв, В. К. Малькова), антропология экстрактивизма (Д. А. Функ) и др. Новые разработки сделаны в изучении ранних форм государственности, колонизации, полиэтничных имперских образований, глобальных культурных взаимодействий (В. В. Трепавлов, Н. Н. Крадин, Б. В. Базаров). В физической антропологии развивались антропогенетика, популяционная антропология, экология популяций человека и гормональная антропология (А. П. Бужилова, С. В. Васильев, М. В. Добровольская, Н. А. Дубова).
Этнологи участвуют в подготовке, разработке методических материалов и проведении Всероссийской переписи населения, разработке проектов законов, мониторинге межэтнических отношений и конфликтов. Государственные премии РФ в области науки и технологий присуждены за разработку метода этнологического мониторинга (В. А. Тишков, 2014), за вклад в изучение истории и культуры народов Арктики (А. В. Головнёв, 2019). В 1990 г. на Всесоюзной конференции по итогам полевых этнографических и антропологических исследований в г. Алма-Ате было создано Научное общественное объединение Ассоциация этнографов и антропологов СССР (в 1992–1995 – Ассоциация этнографических и антропологических наук России, в 1995–2018 – Научное общество этнографов и антропологов, с 2014 – Ассоциация антропологов и этнологов России), которая взаимодействует с Международным союзом антропологических и этнологических наук, организует научные конгрессы. Выходят научные журналы «Этнографическое обозрение», «Антропологический форум», «Археология, этнография и антропология Евразии», «Сибирские исторические исследования», «Этнография», «Вестник антропологии». С 2011 г. в России в рамках системы высшего образования появилось самостоятельное направление подготовки – «антропология и этнология».