Громыко Марина Михайловна
Громы́ко Мари́на Миха́йловна (3.9.1927, Минск – 28.8.2020, Москва), советский и российский историк, этнолог. Родилась в семье Михаила Александровича Громыко (1885–1969), белорусского учёного-геолога, поэта, прозаика, педагога, автора первого белорусского учебника по географии. Мать – Лидия Ивановна, урождённая Ритор (1897–1989), учитель в средних школах и детских домах. Первый муж (с 1949) – Н. А. Желтухин. Окончила кафедру средних веков исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (МГУ) (1950). Ученица С. Д. Сказкина.
Биография
В 1945 г. поступила на исторический факультет Казанского университета, в 1946 г. перевелась в МГУ. В 1953 г. окончила очную аспирантуру на историческом факультете МГУ.
Младший научный сотрудник кафедры средних веков исторического факультета МГУ (1954–1959). Кандидат исторических наук (1953), доктор исторических наук (1966).
В 1959 г. переехала в Новосибирск в связи с переводом туда на работу Н. А. Желтухина. Старший научный сотрудник Постоянной комиссии по общественным наукам Сибирского отделения Академии наук СССР (СО АН СССР) (1959–1961). Сотрудник сектора истории промышленности (с 1962 сектор гуманитарных исследований) в Институте экономики и организации промышленного производства СО АН СССР (1961–1965). Старший научный сотрудник Института истории, филологии и философии СО АН СССР (1966–1977), и. о. заведующего сектором истории дооктябрьского периода (февраль 1968 – март 1969; Матханова Н. П. Мои воспоминания о Марине Михайловне Громыко и её рассказ о своей жизни // Традиции и современность. 2021. № 26. С. 76–85). В 1962–1969 гг. преподавала на гуманитарном факультете Новосибирского государственного университета (НГУ): доцент (1965), профессор (1969). В феврале 1968 г. в числе 46 сотрудников СО АН СССР и преподавателей НГУ подписала письмо с протестом против нарушения гласности в ходе судебного процесса по Делу Гинзбурга и Галанскова. В сибирский период жизни была постоянной участницей Международных симпозиумов по аграрной истории Восточной Европы.
В 1977 г. вернулась в Москву. С того же года и до 2004 г. работала в Институте этнографии (с 1990 Институт этнологии и антропологии) имени Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР (с 1991 РАН), главный научный сотрудник (с 1990). В 1992 г. выступила инициатором и руководителем научного семинара «Православие и русская народная культура».
Стояла у истоков формирования первой в Новосибирске школы историков Сибири 18–19 вв., в Москве создала этнографическую школу. Всего под руководством и с помощью М. М. Громыко в качестве научного консультанта защитили диссертации более 20 учёных, среди них – доктора наук Т. С. Мамсик, Н. П. Матханова, Н. А. Миненко, В. В. Рабцевич, Н. К. Чернышова, Т. А. Воронина, А. В. Буганов, О. В. Кириченко, К. В. Цеханская.
Научные труды
Со студенческих лет занималась изучением вопросов социально-экономической истории Западной Европы. В кандидатской диссертации «Развитие капиталистических отношений в промышленности и торговле северных провинций Нидерландов XVI века» (1953) показала, что развитие производительных сил в Нидерландах 16 в. в промышленности, рыболовстве и торговле достигло такого уровня, которому не соответствовали феодальные производственные отношения; основным же признаком наличия капиталистических отношений в экономике северных провинций являлось широкое распространение наёмного труда.
В период работы в СО АН СССР занималась изучением нидерландско-русской торговли в 17 в. В то же время основным предметом её исследований стали история земледельческого освоения, общины, хозяйственных и духовных традиций Сибири 18–19 вв., а также теоретические вопросы источниковедения, социологических и исторических методов. В работе «Западная Сибирь в XVIII в. Русское население и земледельческое освоение» (1965; в 1966 г. защищена в качестве докторской диссертации под названием «Русское население и земледельческое освоение Западной Сибири в 30–80-х годах XVIII века») обратилась к проблеме разложения феодализма и генезиса капитализма на материалах Западной Сибири. В этом процессе в России, как и в других странах с обширными земельными ресурсами, важнейшую роль играла колонизация окраин – Дона и Северного Кавказа, Поволжья, Урала и Сибири. Громыко показала, каким образом в 1730–1780-х гг. был сделан новый шаг по заселению и освоению Сибири.
Автор четырёх разделов, член редколлегии и руководитель тематической группы по истории Сибири периода феодализма второго тома «Истории Сибири» (1968).
С первой половины 1970-х гг. изучала традиционные формы поведения, общения и религиозной жизни крестьянства России 19–20 вв., уделяя особое внимание методологическим аспектам изучения народного сознания крестьянства. В трудах учёного изучение народного сознания в значительной мере опиралось на этнографические и фольклорные источники. В 1986 г. вышла монография «Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX века» (в 1993 удостоена Государственной премии РФ в числе пяти лауреатов-этнографов за цикл монографий 1976–1988 по теме «Традиционная культура русского народа в XVII – начале XX вв.»). В ней М. М. Громыко обратилась к изучению тех явлений сознания сибирских крестьян, которые формировали их трудовые навыки, привычки умелого ведения хозяйства, мирскую солидарность. При этом впервые в годы господства официального атеизма она обратила особое внимание на сведения выявленных ею источников, свидетельствовавших о том, что основой этих навыков являлась искренняя и прочная православная вера сибиряков. Позднее, перейдя к анализу общерусского материала о формах глубокой религиозности в народной среде, исследователь не раз использовала сибирский материал.
Инициировала научную дискуссию на страницах журнала «Этнографическое обозрение» (1984–1985) по теме «Место сельской (территориальной, соседской) общины в социальном механизме формирования, хранения и изменения традиций».
В 1985 г. опубликовала книгу «Сибирские знакомые и друзья Ф. М. Достоевского», в которой осветила наименее изученную часть биографии писателя, проследила влияние сибирского периода на формирование его литературных замыслов, представила широкую панораму жизни сибиряков, в том числе представителей духовенства – архимандрита Макария (Глухарёва), омского протоиерея С. Я. Знаменского.
В статье «Культура русского крестьянства XVIII–XIX вв. как предмет исторического исследования» (История CCCР. 1987. № 3. С. 39–60) сформулировала проблему системного исследования культуры русского крестьянства данного периода.
В конце 1980-х – начале 1990-х гг. по инициативе М. М. Громыко сформировалось новое направление в этнологии – православие в русской народной культуре, основанное на изучении религии в конкретном этносе, этнической группе или этносоциальной общности. Предметом новой отрасли науки стало изучение религиозности, функционирования вероучения во всех сферах жизнедеятельности (религиозного сознания, вероисповедной практики, духовного опыта) народа или отдельных его частей.
В 1991 г. вышла книга «Мир русской деревни», в которой были представлены собранные в течение трёх десятилетий материалы 16 архивов о русской деревне 18–19 вв. Автор показала православную основу мировоззрения дореволюционных крестьян, их трудовых традиций и этических норм. Книга приобрела широкую общероссийскую и зарубежную известность.
По инициативе М. М. Громыко в 1993 г. издана первая программа сбора этнографического материала «Православие и русская народная культура» (в 2000 – дополненное издание). В ней внимание этнологов привлекается к тем вопросам, которые долгое время оказывались вне поля зрения учёных, а по существу составляют основу духовной культуры русских.
В 2000 г. в соавторстве с А. В. Бугановым опубликовала книгу «О воззрениях русского народа» (в 2001 авторы удостоены Макариевской премии 2-й степени). Авторы показали, как православие отразилось во всех проявлениях и образе жизни русского народа: мощном пласте поминальной культуры, хождениях к святыням с крестными ходами, в стремлении к созданию семьи как малой церкви, общинной жизни, отношению к войне и т. д. Авторы продемонстрировали, как вера сформировала у народа идеал монарха – помазанника Божия.
В книге 2007 г. о святом праведном Феодоре Томском (Фёдоре Кузьмиче) поддержала версию его отождествления с императором Александром I. На обширной базе многих фактов и косвенных свидетельств представила обстоятельства возможного тайного ухода императора от власти под видом фиктивной смерти и дальнейшей жизни в ином облике, сочетавшемся с глубоким покаянием и суровой аскезой. В 2015 г. в исследовании «Обращение к старцам в духовной жизни русских : (историко-этнографическое исследование)» представила обобщающую картину этого явления, основанного на вековых традициях русского народа. В 2018 г. в книге «О духовном возрасте ученых и изучаемых : очерки по материалам России ХIХ–ХХI вв.» на различных примерах показала, что не видит противоречий между занятиями наукой и православным мировоззрением учёного.
Член редколлегии «Очерков истории русской культуры XVI–XVII вв.» (1977–1979). Ответственный редактор шести выпусков альманаха «Православие и русская народная культура» (1992–1996). Основатель и главный редактор первых 6 выпусков (2002–2007) научного православного журнала «Традиции и современность».
Награждена орденом Святой равноапостольной княгини Ольги 3-й степени Русской Православной Церкви (2004).
Во втором браке (с 1966) замужем за Юрием Борисовичем Стракачём (7.3.1929–17.1.2014), историком, этнологом, доктором исторических наук (1979), специалистом по изучению народов севера Сибири.
Похоронена на кладбище в селе Рахманово городского округа Пушкинский Московской области.