Ольдерогге Дмитрий Алексеевич
Ольдеро́гге Дми́трий Алексе́евич [23.4(6.5).1903, Вильна, ныне Вильнюс – 30.4.1987, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], российский этнограф, историк и языковед-африканист, член-корреспондент АН СССР (1960). Из семьи дворянина (потомок выходцев из Голштинии), кадрового военного. В 1920–1922 гг. служил в Красной Армии. Окончил отделение языковедения и литературы факультета общественных наук Ленинградского государственного университета (ЛГУ; 1925), специализировался по египтологии; среди его учителей – В. В. Бартольд, П. В. Ернштедт, Н. Я. Марр, В. В. Струве, Л. В. Щерба, Л. Я. Штернберг, В. Г. Богораз. С 1925 г. сотрудник Музея антропологии и этнографии АН СССР (МАЭ). В 1927 г. по настоянию Л. Я. Штернберга был направлен в Германию для ознакомления с организацией музейного дела и для изучения методов преподавания африканских языков (участвовал в семинаре Д. Вестермана). По возвращении в СССР стал заведующим отделом этнографии Африки МАЭ (1929–1940, 1944–1986). В 1936–1940 гг. заместитель директора Института этнографии АН СССР (ныне Институт этнологии и антропологии РАН) – директор МАЭ (как подразделения Института этнографии АН СССР). В 1929 г. читал курс лекций по этнографии Африки на географическом факультете ЛГУ, в 1931–1933 гг. преподавал язык суахили на отделении Чёрной Африки Ленинградского восточного института, в 1934–1939 гг. возглавлял цикл языков банту на кафедре семито-хамитской филологии Ленинградского института истории, философии и лингвистики (в 1937 г. слившегося с ЛГУ). Находясь в 1942–1944 гг. в эвакуации в Ташкенте, исполнял обязанности учёного секретаря Института этнографии АН СССР и преподавал в Среднеазиатском университете. С 1944 г. профессор, с 1946 г. заведующий кафедрой египтологии и африканистики восточного факультета ЛГУ (с 1950 г. кафедра африканистики), сделал её главным центром подготовки африканистов в СССР. Председатель Восточной комиссии Географического общества СССР (с 1965).
Ольдерогге – один из основателей отечественной школы африканистики. Ему принадлежат классические труды по истории и культуре народов Западного и Центрального Судана, Гвинейского побережья, Эфиопии, Межозерья, бассейна Конго и Южной Африки. Согласовав классификацию Д. Вестермана с новейшими данными, Ольдерогге создал свой вариант этнолингвистической классификации народов Африки. Он одним из первых (вслед за Дж. Х. Гринбергом) обратил внимание на необоснованность выделения «хамитской» группы языков и разнородность её состава, подверг резкой критике распространённую расистскую концепцию, сводившую этническую и социальную историю Тропической Африки к миграциям светлокожих скотоводов-«хамитов» и отрицавшую способность негроидных народов Африки к самостоятоятельному развитию. Ольдерогге разрабатывал методику использования лингвистических данных в качестве исторического источника для реконструкции истории бесписьменных народов, первым отметил предгосударственный характер большинства доколониальных обществ Тропической Африки, впервые определил колониальное общество как особый этап в этнической истории Африки. В круг интересов Ольдерогге входили также вопросы этногенеза и ранней этнической истории Африки, этнокультурных контактов народов Африки и Азии, традиционных социальных институтов в современных африканских государствах, истории самобытных систем письма и счёта у африканских народов и др. Под редакцией Ольдерогге вышли том «Народы Африки» в серии «Народы мира» (1954), энциклопедический справочник «Африка» (1963), словари языков суахили (1961) и хауса (1963), комментированные переводы древних и средневековых источников (арабских, эфиопских, китайских, античных) по истории и этнографии Тропической Африки, серия сборников «Africana (Африканский этнографический сборник)».
Многие работы Ольдерогге, посвящённые общим проблемам первобытного общества, изучению систем родства и архаических семейно-брачных отношений, определили новые направления в развитии советской этнографии. Ольдерогге был сторонником равноправности матрилинейной и патрилинейной форм родовой организации и исследовал их соотношение с общинными институтами; ввёл в научный оборот понятие «эпигамия» и предложил оригинальное решение проблемы происхождения экзогамии как следствия закона эпигамии; показал несостоятельность концепции патронимии как универсальной формы социальной организации; боролся с теорией матриархата. Для научных работ Ольдерогге характерен комплексный подход, основанный на привлечении и анализе данных из разных областей знаний. Он являлся научным руководителем экспозиций отдела Африки МАЭ, в 1950–1960-х гг. во время экспедиций в Египет, Мали, Сенегал, Эфиопию собрал коллекцию африканского искусства и предметов материальной культуры.
Награждён 5 орденами и 7 медалями СССР, в том числе орденом Ленина (1953). Член Британской академии (с 1975) и Французской академии наук заморских территорий (с 1973), лауреат международной премии императора Эфиопии Хайле Селассие I (1968). С 1988 г. в Санкт-Петербурге регулярно проводятся конференции «Памяти Д. А. Ольдерогге (Ольдероггевские чтения)».