#История этнологии и антропологии
История этнологии и антропологии
Тег

История этнологии и антропологии

История этнологии и антропологии
Найденo 269 статей
С. П. Толстов (крайний слева) и Е. Е. Неразик (стоит спиной) проводят экскурсию для китайских коллег. Хорезмская археолого-этнографическая экспедиция
Научные эксперименты, проекты, программыНаучные эксперименты, проекты, программы
Хорезмская археологическая (археолого-этнографическая) экспедиция
Хорезмская археологическая (археолого-этнографическая) экспедиция. Хорезмская археологическая экспедиция под руководством С. П. Толстова была организована в 1937 г. при Московском отделении Государственной академии истории материальной культуры (летом того же года академию реорганизовали в Институт истории материальной культуры АН СССР). С 1945 г. в ведении Института этнографии АН СССР (С. П. Толстов – директор института в 1942–1965), стала археолого-этнографической (ХАЭЭ), приобретя статус структурного подразделения института; в 1986 г. преобразована в сектор этноархеологии, после чего ХАЭЭ формировалась в соответствующие годы для проведения полевых работ. Руководители ХАЭЭ: С. П. Толстов (до 1975), М. А. Итина (1976–1985), А. В. Виноградов (1986–1991).
Научные организации
Омский центр этнографии
О́мский центр этногра́фии, сложившиеся с середины 19 в. структуры, а также сообщество исследователей, чья научная и педагогическая деятельность связана с Омском; совокупность теоретико-методологических концепций и эмпирических материалов в области этнологии/антропологии, разработанных и собранных учёными – представителями данного сообщества. Формировался с середины – 2-й половины 19 в. (в 1877 создан Западно-Сибирский отдел Императорского Русского географического общества и образованный при нём в 1878 музей, ныне – Омский государственный историко-краеведческий музей). В 1878–1922 гг. отделом и музеем организовано более 100 экспедиций и научных поездок по Сибири, Казахстану, Алтаю, Монголии, Северо-Западному Китаю. В послевоенный период в Омском государственном педагогическом институте оформилось влиятельное направление по изучению фольклора преимущественно славянских групп Сибири. Новый этап развития центра начался с открытия в 1974 г. Омского государственного университета (ныне – Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского). В 1985 г. в ОмГУ создана кафедра этнографии, историографии и источниковедения. В 1991 г. образована первая в Омске структура Российской академии наук, специализирующаяся на этнографических исследованиях – Омский филиал Объединённого института истории, филологии и философии СО РАН (с 2006 Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН, с 2018 Омская лаборатория археологии, этнографии и музееведения Института археологии и этнографии СО РАН). Ещё один центр этнографических исследований сформировался в рамках открытого в 1993 г. Сибирского филиала Российского института культурологии (с 2014 – Сибирский филиал Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва). В ОмГУ 2014 г. состоялся первый набор в бакалавриат и магистратуру по специальности «Антропология и этнология». В 2023 г. набор на специальность был прекращён, а кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии упразднена путём присоедения к кафедре всеобщей истории.
История
Музеи, галереи
Женевский музей этнографии
Жене́вский музе́й этногра́фии, один из ведущих городских музеев Женевы и крупнейших центров по изучению культур народов мира в Швейцарии. Основан в 1901 г. по инициативе антрополога и педагога Э. Питтара (1867–1962). Входит в общешвейцарский список объектов культурного наследия национального значения; музей года в Европе (2017). В музее организованы комплектование, хранение, реставрация, экспонирование этнографических коллекций, ведётся научная и просветительская работа.
Новое здание Женевского музея этнографии. 2010–2014. Архитектурное бюро Graber Pulver Architekten совместно с Acau Architecture
Научные направления
Ареальные исследования в российской этнографии
Ареа́льные иссле́дования в росси́йской этногра́фии, вариативные исследовательские практики (метод, направление исследований) в этнологии, культурной антропологии, а также смежных дисциплинах (языкознании, фольклористике), которые ориентированы на методы типизации (на основании распространения в пространстве определённых элементов языка, фольклора, культуры и т. д.) как основы определения ареалов (от лат. area – площадь, пространство). Восходят к практикам картирования 17–19 вв.; в конце 19 в. дополнялись методами формирующейся ареальной лингвистики, а также исследованиями представителей миграционной школы в фольклористике. Большую роль в развитии ареальных исследований сыграли концепции антропогеографии и «культурных кругов». В советской науке были традиционно связаны с этногеографией и этнографическим картированием. Интеграция этнографии, археологии, языкознания и фольклористики в формате ареального подхода сохранила актуальность в российской науке вплоть до современности.
История
Научные организации
Новосибирский центр этнографии
Новосиби́рский центр этногра́фии, структуры и сообщество исследователей, сложившиеся во 2-й половине 20 в. в ходе становления Сибирского отделения Академии наук СССР, затем Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН). Лидирующие позиции в нём занимает отдел этнографии Института археологии и этнографии (ИАЭТ) СО РАН, активно сотрудничающий с гуманитарными подразделениями СО РАН и Новосибирским государственным университетом (НГУ), а также другими академическими и университетскими центрами Сибири.
История
Научные школы
Этнография в Санкт-Петербургском университете
Этногра́фия в Санкт-Петербу́ргском университе́те, научное направление в области преподавания этнографии/антропологии, ведения полевых этнографических исследований и формулировки научных этнографических идей в Санкт-Петербургском университете. В развитии школы выделяется несколько этапов: 1) 1887–1918 гг.: начало формирования этнографической специализации; 2) 1918–1930 гг.: развитие собственно этнографического образования в рамках Географического института (1918–1925) / географического факультета (1925–1930) Ленинградского государственного университета; 3) 1938–1952 гг.: период аффилиации с филологическим и востоковедческим факультетами университета; 4) 1968 г. – поныне: развитие комплексного этнографического образования на историческом факультете.
История
Антропологи, этнологи
Лалаян Ерванд Александрович
Лалая́н Ерва́нд Алекса́ндрович (1864–1931), армянский этнограф, археолог, фольклорист, меценат, общественный деятель. В 1895–1897 гг. преподавал в Шушинском епархиальном училище (Шушинский уезд Елисаветпольской губернии), затем в Тифлисе (ныне Тбилиси) – в Армянской духовной семинарии Нерсисян, в 4-й мужской гимназии, был инспектором школ Армянского благотворительного общества Кавказа. Инициатор основания Этнографического общества армян Тифлиса (1900–1917). Способствовал открытию в 1909 г. этнографическо-археологического музея Армянского этнографического общества, послужившего основой собрания основанного в Ереване в 1919 г. Этнографическо-антропологического музея-библиотеки (ныне Музей истории Армении). Стал первым директором этого музея (1919–1928). В 1896 г. основал «Этнографический журнал» (1896–1916; арм. Ազգագրական հանդես). Активно занимался сбором этнографических материалов в разных регионах проживания армян, а также привлекал к этой работе интеллигенцию на местах. Вёл археологические раскопки. Переводил на армянский язык художественные произведения, научные труды по этнографии и археологии.
История
Научные направления
«Подход четырёх полей» (в антропологии)
«Подход четырёх полей». Такой подход рассматривает антропологию как комплексную науку, которая включает 4 поля (направления) исследований: археологию, лингвистику, физическую (биологическую) антропологию и культурную (социальную) антропологию. Часто связывается с именем Ф. Боаса (Boas. 1904), однако активно обсуждался в англоязычной науке уже в 1880-е гг. Английское название – four-field approach.
История
Научные направления
«Анучинская триада»
«Анучинская триада», понятие, используемое в отечественной этнографической науке с 1960-х гг. и обозначающее идею единства гуманитарных и естественных наук в исследованиях человека, включающее также историзм как неотъемлемый принцип комплексных исследований. Объединяет три науки – биологическую (физическую) антропологию, археологию и этнографию. Этот подход в российской науке связан с именем антрополога, географа и этнографа Д. Н. Анучина, а также идеями о месте этнографии и антропологии в научной номенклатуре, которые он развивал с 1880-х гг. В англоязычной традиции «анучинской триаде» в целом соответствует понятие «подход четырёх полей».
История
1
2
3
4
5