#История этнологии и антропологии
История этнологии и антропологии
Тег

История этнологии и антропологии

История этнологии и антропологии
Найденo 266 статей
История
Научные направленияНаучные направления
Ареальные исследования в российской этнографии
Ареа́льные иссле́дования в росси́йской этногра́фии, вариативные исследовательские практики (метод, направление исследований) в этнологии, культурной антропологии, а также смежных дисциплинах (языкознании, фольклористике), которые ориентированы на методы типизации (на основании распространения в пространстве определённых элементов языка, фольклора, культуры и т. д.) как основы определения ареалов (от лат. area – площадь, пространство). Восходят к практикам картирования 17–19 вв.; в конце 19 в. дополнялись методами формирующейся ареальной лингвистики, а также исследованиями представителей миграционной школы в фольклористике. Большую роль в развитии ареальных исследований сыграли концепции антропогеографии и «культурных кругов». В советской науке были традиционно связаны с этногеографией и этнографическим картированием. Интеграция этнографии, археологии, языкознания и фольклористики в формате ареального подхода сохранила актуальность в российской науке вплоть до современности.
Научные организации
Новосибирский центр этнографии
Новосиби́рский центр этногра́фии, структуры и сообщество исследователей, сложившиеся во 2-й половине 20 в. в ходе становления Сибирского отделения Академии наук СССР, затем Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН). Лидирующие позиции в нём занимает отдел этнографии Института археологии и этнографии (ИАЭТ) СО РАН, активно сотрудничающий с гуманитарными подразделениями СО РАН и Новосибирским государственным университетом (НГУ), а также другими академическими и университетскими центрами Сибири.
История
Научные школы
Этнография в Санкт-Петербургском университете
Этногра́фия в Санкт-Петербу́ргском университе́те, научное направление в области преподавания этнографии/антропологии, ведения полевых этнографических исследований и формулировки научных этнографических идей в Санкт-Петербургском университете. В развитии школы выделяется несколько этапов: 1) 1887–1918 гг.: начало формирования этнографической специализации; 2) 1918–1930 гг.: развитие собственно этнографического образования в рамках Географического института (1918–1925) / географического факультета (1925–1930) Ленинградского государственного университета; 3) 1938–1952 гг.: период аффилиации с филологическим и востоковедческим факультетами университета; 4) 1968 г. – поныне: развитие комплексного этнографического образования на историческом факультете.
История
Антропологи, этнологи
Лалаян Ерванд Александрович
Лалая́н Ерва́нд Алекса́ндрович (1864–1931), армянский этнограф, археолог, фольклорист, меценат, общественный деятель. В 1895–1897 гг. преподавал в Шушинском епархиальном училище (Шушинский уезд Елисаветпольской губернии), затем в Тифлисе (ныне Тбилиси) – в Армянской духовной семинарии Нерсисян, в 4-й мужской гимназии, был инспектором школ Армянского благотворительного общества Кавказа. Инициатор основания Этнографического общества армян Тифлиса (1900–1917). Способствовал открытию в 1909 г. этнографическо-археологического музея Армянского этнографического общества, послужившего основой собрания основанного в Ереване в 1919 г. Этнографическо-антропологического музея-библиотеки (ныне Музей истории Армении). Стал первым директором этого музея (1919–1928). В 1896 г. основал «Этнографический журнал» (1896–1916; арм. Ազգագրական հանդես). Активно занимался сбором этнографических материалов в разных регионах проживания армян, а также привлекал к этой работе интеллигенцию на местах. Вёл археологические раскопки. Переводил на армянский язык художественные произведения, научные труды по этнографии и археологии.
История
Научные направления
«Подход четырёх полей» (в антропологии)
«Подход четырёх полей». Такой подход рассматривает антропологию как комплексную науку, которая включает 4 поля (направления) исследований: археологию, лингвистику, физическую (биологическую) антропологию и культурную (социальную) антропологию. Часто связывается с именем Ф. Боаса (Boas. 1904), однако активно обсуждался в англоязычной науке уже в 1880-е гг. Английское название – four-field approach.
История
Научные направления
«Анучинская триада»
«Анучинская триада», понятие, используемое в отечественной этнографической науке с 1960-х гг. и обозначающее идею единства гуманитарных и естественных наук в исследованиях человека, включающее также историзм как неотъемлемый принцип комплексных исследований. Объединяет три науки – биологическую (физическую) антропологию, археологию и этнографию. Этот подход в российской науке связан с именем антрополога, географа и этнографа Д. Н. Анучина, а также идеями о месте этнографии и антропологии в научной номенклатуре, которые он развивал с 1880-х гг. В англоязычной традиции «анучинской триаде» в целом соответствует понятие «подход четырёх полей».
История
Научные отрасли
Этнография в Казанском университете
Этногра́фия в Каза́нском университе́те, сложившаяся в 1-й четверти 20 в. под руководством Б. Ф. Адлера и его учеников форма научно-образовательной деятельности учёных Казанского университета, характеризующаяся общностью методологии преподавания этнографии (этнологии), научных взглядов и стиля академической деятельности. В истории развития этнографии в Казанском университете можно выделить несколько периодов: 1) 1804 г. – 1860-е гг. – период становления этнографического знания; 2) 1860-е гг. – 1911 г. – период институционализации этнографии как науки и формирования основ образовательной программы; 3) 1911–1925 гг. – начало подготовки профессиональных этнографов; 4) 1920-е гг. – 1946 г. – свёртывание этнографических исследований; 5) 1946 г. – 1980-е гг. – возобновление этнографических исследований и преподавания этнографии на географическом факультете; 6) 1988–2011 гг. – открытие и развитие кафедры этнографии и археологии на историческом факультете; 7) с 2011 г. – открытие направления подготовки «Антропология и этнология».
История
Научные организации
Этнография в Московском университете
Этногра́фия в Моско́вском университе́те, сложившаяся в течение конца 19 – 20 вв. традиция преподавания этнографии (этнологии) и ведения научных этнографических исследований в Московском университете. В развитии школы выделяется несколько этапов: 1) 1770–1850-е гг. – кристаллизация этнографической проблематики в лекциях и работах профессоров Императорского Московского университета; 2) 1860–1880-е гг. – институционализация исследовательских обществ; 3) 1880-е гг. – 1920 г. – внедрение дисциплин этнографического цикла; 4) 1920–1940-е гг.– начало подготовки профессиональных этнографов; 5) 1950–1970-е гг. – оформление этнографической образовательной программы, создание комплекса учебных пособий по дисциплине; 6) с 1980-х гг. – трансформация этнографического образования, переход к проблематике социальной антропологии.
История
1
2
3
4
5