#История этнологии и антропологии
История этнологии и антропологии
Тег

История этнологии и антропологии

История этнологии и антропологии
Найденo 248 статей
Антропологи, этнологи
Стокинг Джордж (младший)
Сто́кинг Джордж (1928–2013), историк-антрополог, специалист по интеллектуальной истории. Окончил Гарвардский университет (1949); защитил диссертацию по историографии расового вопроса в США в Пенсильванском университете (1960); преподавал в Калифорнийском в Беркли (1960–1966), Пенсильванском, Чикагском (с 1968) и других университетах США; профессор (1974–1990) и с 1990 г. почётный профессор Чикагского университета; за достижения в области антропологии награждён медалью Хаксли и премией имени Боаса. В США Стокинг стал признанным лидером направления «история антропологии».
История
Научные ассоциации
Американская антропологическая ассоциация
Америка́нская антропологи́ческая ассоциа́ция, научная ассоциация, крупнейшая профессиональная ассоциация антропологов в Северной Америке и мире. Основана в 1902 г. На 2023 г. насчитывает около 10 тыс. членов – специалистов в области археологии, культурной антропологии, биологической (физической) антропологии, лингвистической антропологии (лингвистики бесписьменных языков), медицинской антропологии и прикладной антропологии (антропологии действия), работающих в университетах, музеях, правительственных учреждениях, корпорациях и некоммерческих организациях по всему миру, но главным образом в США. Неформальное название – «тройное А» (Triple A). Входит во Всемирный совет антропологических ассоциаций, Международный союз антропологических и этнологических наук, Консорциум ассоциаций социальных наук и др. Печатным органом ААА является ежеквартальный журнал American Anthropologist («Американский антрополог», основан в 1888).
История
Историки
Гране Марсель
Гране́ Марсе́ль (1884–1940), французский китаист, религиовед, философ. С 1913 г. возглавлял кафедру в отделении религиозных исследований в Практической школе высших исследований, профессор (с 1925) Национальной школы восточных языков (ныне Национальный институт восточных языков и цивилизаций), соучредитель и директор Института высших исследований Китая (с 1926). Главные работы посвящены традиционным мировоззренческим концепциям, этическим установкам, общественным и семейным отношениям, религиозной теории и практике, политической культуре Древнего Китая. Труды Гране можно связать с началом французского структурализма.
Марсель Гране. Ок. 1930
Антропологи, этнологи
Жамцарано Цыбен Жамцаранович
Жамцара́но Цыбе́н Жамцара́нович (1880–1942), российский и монгольский востоковед, общественный и политический деятель. В 1902–1908 и 1911 гг. преподаватель монгольского языка факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета, Практической восточной академии, научный сотрудник Этнографического отдела Русского музея. В 1908–1911 гг. в Урге занимался исследовательской и просветительной деятельностью. В 1911–1912 гг. участвовал в освободительном движении в Монголии. В 1918–1921 гг. преподаватель Иркутского университета. В 1921–1932 гг. видный деятель Монгольской народной революционной партии, учёный секретарь Учёного комитета Монголии. В 1932–1937 гг. старший специалист Монгольского кабинета Института востоковедения АН СССР. Собиратель и исследователь монгольского и бурятского фольклора и рукописей, основоположник изучения памятников обычного и феодального права монгольских народов.
Цыбен Жамцарано
Антропологи, этнологи
Кагаров Евгений Георгиевич
Кага́ров Евге́ний Гео́ргиевич (1882–1942), российский филолог-классик, этнограф, фольклорист. Доктор греческой словесности (1919), доктор этнографии (1934). В 1914–1925 гг. профессор Харьковского университета. В 1925–1931 гг. профессор Ленинградского государственного университета, в 1931–1937 гг. – Ленинградского института истории, философии и лингвистики. В 1926–1933 гг. научный сотрудник, руководитель отдела эволюции и типологии культуры, заведующий кабинетом Европы и Кавказа Музея антропологии и этнографии. В 1939–1942 гг. профессор Педагогического института имени М. Н. Покровского. Труды по сравнительно-историческому изучению и классификации древних религий, обрядов, проблемам первобытного общества, становления государства, общественному строю древних греков, римлян и германцев. Стоял у истоков разработки историко-типологического метода изучения культуры и фольклора.
Евгений Кагаров
Антропологи, этнологи
Кисляков Николай Андреевич
Кисляко́в Никола́й Андре́евич (1901–1973), российский этнограф, историк. В 1933–1941 гг. научный сотрудник Института этнографии Академии наук СССР, в 1941–1943 гг. директор Музея Таджикского филиала Академии наук СССР, преподаватель исторического факультета Сталинабадского государственного педагогического института, в 1945–1950 гг. директор Музея антропологии и этнографии Академии наук СССР, в 1948–1973 гг. заведующий сектором Средней Азии Ленинградской части Института этнографии Академии наук СССР. Один из основателей отечественной школы этнографии народов Средней Азии и Казахстана.
Николай Кисляков. 1952
Мореплаватели
Бугенвиль Луи Антуан де
Бугенви́ль Луи́ Антуа́н де (1729–1811), французский мореплаватель, вице-адмирал (1791), член Французской АН, член Лондонского королевского общества (1756). Составил научное описание Фолклендских островов. В 1766–1769 гг. руководил 1-й французской кругосветной экспедицией. Исследовал архипелаг Луизиада, несколько островов в архипелаге Новые Гебриды, Соломоновы острова, архипелаг Туамоту, Океанию, Огненную Землю и Патагонию. Его именем названы многие географические объекты. Одним из первых получил орден Почётного легиона (1804).
Жан-Пьер Франк. Портрет Луи Антуана де Бугенвиля
Научные школы
Школа «Культура и личность»
Шко́ла «Культу́ра и ли́чность», научное направление в американской антропологии, соединившее социальную антропологию и психоанализ. Возникло как альтернатива однолинейному эволюционизму на волне его критики со стороны исторического подхода Ф. Боаса и функционализма Б. Малиновского. Сложилось и достигло своего расцвета в 1930–1940-е гг. Важную роль в формировании этой школы сыграл семинар при Колумбийском университете, который создал и возглавил ученик З. Фрейда, психоаналитик и практикующий психиатр А. Кардинер. Участниками семинара были многие известные антропологи, лингвисты, социологи: Р. Бенедикт, М. Мид, Э. Сепир, Р. Линтон, К. Дюбуа, К. Клакхон. Этнографический материал, обычаи и ритуалы, анализировался при помощи методологии психоанализа, когда явления культуры объяснялись психологией человека. Закат школы пришёлся на 1950-е гг.
Идеи, Концепции, учения, методы исследования
1
2
3
4
5