Эволюционизм
Эволюциони́зм в социальных науках, направление (школа) главным образом в этнографии / этнологии (социально-культурной антропологии) и социологии, основанное на представлении о поступательном процессе развития (эволюции) человеческого общества от низших форм к высшим. Сторонники эволюционизма рассматривали историю как прямолинейный процесс перехода от простого к сложному, причём предполагалось тождество исторических путей разных народов. На первый план выдвигалось понятие культурных универсалий: любое явление культуры не является уникальным – оно или существовало, или существует, или будет существовать у каждого народа, а история представлялась суммой эволюций элементов культуры и социальной структуры. Эволюционизм развивался параллельно эволюционному учению в естественных науках, что предопределило набор методов, теорий и понятий (само понятие «эволюция» было перенесено в социальные науки из биологии). Основной метод – построение эволюционных рядов, при котором исследовалось развитие каждого социокультурного феномена в контексте всей человеческой культуры (общества) без учёта взаимосвязей внутри каждой культуры, что иногда приводило к очевидным ошибкам. Важным был также метод пережитков, позволяющий восстановить облик культуры и общества в прошлом.
Становлению эволюционизма предшествовали концепции прогресса, созданные в эпоху Просвещения (А. Фергюсон, А. Р. Ж. Тюрго, Н. де Кондорсе), философия истории Г. В. Ф. Гегеля. С середины 19 в. эволюционизм был господствующим течением социальных наук. Его основоположниками считаются немецкий философ Г. Клемм, создавший учение об этапах эволюции культуры, и Э. Б. Тайлор, автор теории анимизма как стадии в развитии религиозных представлений. С возникновением эволюционизма завершилось формирование этнографии как науки. Среди последователей эволюционизма были Л. Г. Морган, Дж. Ф. Мак-Леннан, Дж. Дж. Фрэзер, Э. Вестермарк, а также И. Я. Бахофен, обосновавший теорию матриархата, и создатели археологической периодизации Дж. Леббок и Г. де Мортилье. В рамках эволюционизма был выдвинут ряд теорий, касающихся в первую очередь первобытности. Самая влиятельная из них принадлежит Моргану, разработавшему концепцию развития первобытного общества к цивилизации через этапы дикости и варварства, что продемонстрировало, как и почему возникло классовое общество. Первобытное общество, с точки зрения учёных-эволюционистов, имело единые для всех народов социальные, культурные и экономические модели. Как его пережиток рассматривались бесписьменные народы, изучавшиеся для реконструкции первобытного общества в целом.
В социальной динамике философа О. Конта основанием для периодизации исторического процесса выступают этапы развития человеческого мышления (т. н. закон трёх стадий). Так, признаком первобытного общества он считал религиозное мышление, развивающееся от фетишизма (охотничье хозяйство) к политеизму (скотоводство) и затем к монотеизму (земледелие). Последователями Конта стали Э. Дюркгейм, Ш. Летурно и Л. Леви-Брюль. Наибольшее влияние во 2-й половине 19 в. приобрёл эволюционизм у Г. Спенсера, рассматривавшего эволюцию как универсальный процесс возрастания структурной сложности и уровня внутренней интеграции, наблюдаемый в природе и человеческом обществе. Эволюционизм лёг в основу теории общественного развития марксизма (концепция смены общественно-экономических формаций).
Начало эволюционизму в России положил К. Д. Кавелин, на десятилетие раньше Э. Б. Тайлора обосновавший теорию пережитков. Среди крупнейших последователей эволюционизма – Н. И. Зибер, М. М. Ковалевский, Л. Я. Штернберг. Особое значение имели работы Ковалевского, рассматривавшего процесс общественного развития с точки зрения трансформации общины.
К концу 19 в. позиции эволюционизма в западной антропологии были ослаблены развитием антропогеографии и исторической школы. В то же время в СССР эволюционистская теория продолжала служить основой общественных наук. С середины 20 в. некоторые положения эволюционизма развивались в рамках неоэволюционизма. Центральная для эволюционизма идея стадиального, поступательного развития социальных систем получила выражение в различных социологических теориях, например, в концепциях модернизации.