Миллер Орест Фёдорович
Ми́ллер Оре́ст Фёдорович (Оскар Фёдорович Миллер) [4(16).8.1833, Гапсаль, Эстляндская губерния, Российская империя, ныне Хаапсалу, Эстония – 1(13).6.1889, Санкт-Петербург], русский фольклорист, историк литературы, публицист.
Родился в семье чиновника из обрусевших шведов. Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета (1855; профессор с 1871). В магистерской диссертации «О нравственной стихии в поэзии на основании исторических данных» (1858) сопоставил древнеиндийскую, древнегреческую, римскую и средневековую литературы, указав на наличие в них «вездесущих нравственных начал». С 1860-х гг. занимался фольклором. В 1862 г. создал первый учебный курс русского фольклора («Опыт исторического обозрения русской словесности»).
О. Ф. Миллер, разделяя многие положения мифологической школы, вместе с тем полагал, что мифология «давно уже не существует в сознании народа» и до неё «может только ощупью добираться наука». Докторская диссертация Миллера «Сравнительно-критические наблюдения над слоевым составом народного русского эпоса. Илья Муромец и богатырство киевское» (1869) – один из основных трудов по изучению эпоса, в котором обстоятельно раскрыт художественный мир русских былин. Миллер сравнил варианты былин, привёл к ним славянские и западноевропейские параллели, выявил позднюю семантику архаичных сюжетных схем и связал своеобразие былин с русской действительностью 10–17 вв. Считал, что в русском эпосе централизующую функцию выполняет образ Ильи Муромца, который возвышается над всеми героями, являясь эталоном нравственности. Миллер впервые сосредоточил внимание на принципах изображения в эпосе человека, выявил специфику эпической индивидуализации как обобщения свойств разных представителей одного этноса. Миллер выделил три исторических периода развития русского эпоса: мифологический, эпохи Киевской Руси (включая время расцвета Владимиро-Суздальской земли) и Московский; подробно рассмотрел роль сказителей.
О. Ф. Миллер исследовал также народные украинские думы, исторические песни, свадебный обряд. Во многих работах уделял внимание проблемам взаимосвязи фольклора и литературы. В созданной на основе лекций книге «Русские писатели после Гоголя» (1–2-е издания под названием «Публичные лекции…», 1874, 1878) рассмотрел творчество А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, И. А. Гончарова, М. Е. Салтыкова-Щедрина и др. Со славянофильских позиций вёл полемику с В. В. Стасовым (речи и статьи О. Ф. Миллера по славянскому вопросу собраны в книге «Славянство и Европа», 1877).