Пилсудский Бронислав Осипович
Пилсу́дский Бронисла́в О́сипович (Брони́слав Пётр Пилсудский, Bronisław Piotr Piłsudski) [21.10(2.11).1866, имение Зулов в Свенцянском уезде Виленской губернии, ныне деревня Залавас Швянчёнского района Вильнюсского уезда, Литва – 17.5.1918, Париж], польский этнограф.
По происхождению дворянин, брат Юзефа Клеменса Пилсудского. Вместе с братом в 1882 г. в Первой мужской виленской гимназии основал патриотический кружок самообразования «Спуйня» (польск. Spójnia), члены которого занимались чтением и обсуждением книг, в том числе патриотического содержания, обсуждением актуальных социально-политических проблем. Был исключён, в 1885–1886 гг. продолжал обучение в гимназии в Санкт-Петербурге. С 1886 г. учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. В 1887 г. по делу террористической фракции партии «Народная воля» (за участие в подготовке покушения на жизнь императора Александра III вместе с А. И. Ульяновым, П. Я. Шевырёвым и др.) осуждён на смертную казнь, заменённую 15 годами каторжных работ на о. Сахалин. В 1887–1896 гг. отбывал каторгу в Рыковской каторжной тюрьме Тымовского округа, в 1896 г. переведён на поселение. В эти годы занимался канцелярской работой, был учителем, вёл метеорологические наблюдения. В 1891 г. состоялось знакомство Пилсудского с также отбывавшим наказание на Сахалине Л. Я. Штернбергом, вместе с которым он обратился к этнографическому изучению местных народов. В 1898 г. опубликовал свою первую этнографическую статью «Нужды и потребности сахалинских гиляков» (в «Записках Приамурского отдела Русского географического общества»). В 1896 г. впервые познакомился с сахалинскими айнами, изучению культуры которых посвятил много лет. Занимался сбором сведений для Всероссийской переписи населения 1897 г.
С 1899 г. жил во Владивостоке, сотрудничал с музеем Общества изучения Амурского края (ныне Музей истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева). После окончания срока ссылки в 1901 г. принял решение остаться на Дальнем Востоке и продолжить исследования среди айнов на Сахалине и в Японии. В 1902 г. по заданию Академии наук на Южном Сахалине приобрёл этнографическую коллекцию для Музея антропологии и этнографии, также собирал фольклорный материал, изучал айнский язык. Женившись в 1903 г. на айнке Чухсамме, племяннице вождя деревни Ай (в браке родились двое детей – сын и дочь, их потомки до сих пор проживают в Японии), поселился в айнской деревне, построил в ней школу, в которой учил айнских детей русскому языку и математике. Сделал уникальные записи на восковых валиках песен и речи айнов (не расшифрованы), составил словари айнского и нивхского языков. В 1903 г. вместе с В. Л. Серошевским по заданию Русского географического общества отправился на о. Хоккайдо для изучения местных айнов. В 1905 г. вернулся на Сахалин, изучал ульчей. В том же году уехал без семьи – сначала в Японию, затем в Польшу. Занимался обработкой и изданием своих этнографических материалов. С конца 1917 г. в Париже, где сотрудничал с Польским национальным комитетом. Покончил с собой.
Уникальные этнографические коллекции Б. О. Пилсудского, фотографии и негативы, записи на восковых валиках, тексты на айнском и нивхском языках, материалы экспедиций хранятся в Музее антропологии и этнографии, Российском этнографическом музее, Сахалинском областном краеведческом музее, Музее истории Дальнего Востока, Татровском музее имени Т. Халубинского (Польша) и др.
Памятники Б. О. Пилсудскому установлены в Южно-Сахалинске (сквер Сахалинского областного краеведческого музея; 1991) и в польском городе Жоры (2018). С 1997 г. при Сахалинском областном краеведческом музее действует Институт наследия Бронислава Пилсудского.