Арутюнов Сергей Александрович
Арутю́нов Серге́й Алекса́ндрович (1.7.1932, Тифлис, ныне Тбилиси – 21.12.2023, Москва), советский и российский этнолог, член-корреспондент Академии наук СССР (с 1991 РАН; 1990), иностранный член Национальной академии наук Армении (2008). Доктор исторических наук (1970), профессор (1987).
Родился в семье инженера-химика Александра Сергеевича Арутюнова и врача-эпидемиолога Ольги Петровны Саломон, сохранившей в браке девичью фамилию. До 1944 г. учился дома. Бабушка по матери Антонина Ивановна Кириченко обучала его латыни, французскому и немецкому языкам. С детства владел грузинским языком, много хуже армянским. Из-за ухудшения материального положения семьи (отец стал инвалидом по зрению, скончались мать и бабушка) в 1945–1946 гг. Арутюнов часть времени проводил в мастерской по изготовлению резиновой тесьмы, что давало семье дополнительный, хотя и ничтожный заработок. В 1950 г. окончил 30-ю мужскую среднюю школу г. Тбилиси с серебряной медалью (из его класса, насчитывавшего 30 учеников, 7 человек стали в дальнейшем докторами наук). В том же году поступил в Московский институт востоковедения (МИВ) на японское отделение дальневосточного факультета. В 1954 г. МИВ был слит с Институтом международных отношений (ныне МГИМО), так что однокашники С. А. Арутюнова получили дипломы МГИМО, но сам он сдал один курс (4-й) экстерном и таким образом стал последним студентом, получившим диплом МИВ (с отличием).
В 1954 г. поступил в аспирантуру Института этнографии АН СССР (ныне Институт этнологии и антропологии РАН). На следующий год опубликовал свою первую научную работу – рецензию на книгу А. Грэда «Земля и крестьянин в Японии» (1954). В 1957–1969 гг. младший научный сотрудник Института этнографии, в 1969–1985 гг. старший научный сотрудник, с 1985 г. – заведующий отделом Кавказа, советник Института. В 1991–1997 гг. заместитель академика-секретаря Отделения истории РАН. Первый президент Ассоциации этнологов и антропологов России (1990–1994). Член Русского географического общества (с 1963).
Научная деятельность
Важную роль в формировании С. А. Арутюнова как учёного сыграл его научный руководитель в Институте этнографии М. Г. Левин, который работал в эти годы над книгой «Этническая антропология Японии» (1971). Арутюнов оказывал ему помощь в переводе с японского языка необходимых материалов. В 1958 г. принял участие в работе Чукотского отряда Северной экспедиции Института этнографии, которым руководил М. Г. Левин; изучал Уэленский и Эквенский могильники (древнеберингоморская культура, культура Пунук и др.). Впоследствии работа по изучению эскимосов и памятников их культуры стала занимать едва ли не главное место в кругу научных интересов Арутюнова. После смерти Левина (1963) С. А. Арутюнов, а также этнолог и археолог Д. А. Сергеев продолжили начатую Левиным фундаментальную программу по изучению происхождения и эволюции культуры арктических морских охотников. Она продолжалась с небольшими перерывами до 1977 г. и была прервана лишь вследствие тяжёлой болезни Сергеева. На основе изучения Уэленского и Эквенского могильников учёные опубликовали два фундаментальных труда: «Древние культуры азиатских эскимосов» (1969) и «Проблемы этнической истории Берингоморья» (1975). Обе книги были впоследствии переведены на английский язык и изданы Национальной парковой службой США (Орегон). В 1977 г. Арутюнов участвовал в работе экспедиции под руководством востоковеда и этнолога М. А. Членова по изучению культового комплекса Китовая аллея на о. Итыгран. Итоги изучения памятника были подведены в книге «Китовая аллея» (1982; в соавторстве с М. А. Членовым и И. И. Крупником). Обнаруженные Арутюновым и Сергеевым при раскопках материалы, а также артефакты, собранные в ходе этнографического изучения современных эскимосов, стали важным вкладом в собрание Музея антропологии и этнографии (МАЭ).
В 1960 г. состоялась первая научно-исследовательская поездка С. А. Арутюнова в Японию, в ходе которой основное внимание он уделял сочетанию традиционных и заимствованных из западной культуры компонентов повседневной бытовой жизни японцев; часть времени провёл на о. Хоккайдо, изучая жизнь тогда ещё всецело сельского айнского меньшинства; ознакомился также с деятельностью основных японских конфессий. В 1962 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Древний восточно-азиатский и айнский компоненты в этногенезе японцев». С Арутюновым сотрудничал его близкий товарищ Г. Е. Комаровский, сотрудник посольства СССР в Японии. В 1968 г. С. А. Арутюнов выпустил книгу «Современный быт японцев», а в соавторстве с Комаровским (псевдоним Г. Е. Светлов) опубликовал работу «Старые и новые боги Японии», которая в 1973 г. вышла также в польском переводе – «Starzy i nowi bogowie Japonii» (Arutjunow. 1973). Эта книга открыла религиоведческое направление в отечественном японоведении. В 1970 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Процессы и закономерности развития бытовой сферы в современной японской культуре». В 1992 г. опубликовал (в соавторстве с В. Г. Щебеньковым) книгу «Древнейший народ Японии (судьбы племени айнов)», замысел которой оформился у Арутюнова ещё в школьные годы.
В 1958 и 1980 гг. С. А. Арутюнов совершил поездки в Демократическую Республику Вьетнам. Вёл научно-исследовательскую работу совместно с А. И. Мухлиновым (МАЭ), работал среди горных народов Северного Вьетнама. Во второй поездке также читал лекции в высших учебных заведениях Ханоя и Сайгона (ныне Хошимин).
В 1974–1975, 1978–1979 и 1982–1983 гг. С. А. Арутюнов вместе с В. П. Алексеевым, М. Г. Абдушелишвили и И. М. Семашко участвовал в совместной советско-индийской антропологической экспедиции, проводившейся в 1970–1980-х гг. под эгидой Индийского статистического института. Одним из итогов стала коллективная монография «Истоки формирования современного населения Южной Азии» (1990), где Арутюнов был ответственным редактором, составителем и автором заключительной главы.
В начале 1980-х гг. вместе с коллегами из Армянской ССР (Ю. И. Мкртумян, Э. С. Маркарян и др.) участвовал в подготовке коллективной монографии «Культура жизнеобеспечения и этнос: Опыт этнокультурологического исследования (на материалах армянской сельской культуры)», опубликованной в Ереване в 1983 г. Она во многом послужила моделью для аналогичных исследований в других регионах.
В 1980-х гг. участвовал в подготовке большой советско-американской выставки «На стыке континентов (Чукотка/Аляска)» (США; организаторы – Музей естественной истории Смитсоновского института в Вашингтоне и МАЭ в Ленинграде). Выставка открылась в 1988 г. в Вашингтоне, экспонировалась в разных городах США и Канады.
В 1989 г., обобщив десятки своих наиболее важных статей и ряд лекционных курсов, С. А. Арутюнов опубликовал свой самый значимый на то время труд – «Народы и культуры: развитие и взаимодействие». В нём он сформулировал ряд важнейших теоретических положений, лёгших в основу всех его исследований. Одним из таких теоретических положений является информационная теория этноса, обосновывающая закономерность и необходимость появления этнических структур в локусах наибольшей концентрации генеральной совокупности информационных связей общества, как синхронных, так и диахронных. Плотность этой концентрации и её структурная специфика определяют, по Арутюнову, параметры и черты своеобразия формирующегося и существующего в данном локусе этноса. В этом же труде описаны и сформулированы закономерности ротационных процессов усвоения инноваций и иноэтничных заимствований в традиционной культуре этноса, взаимоотношения инновационных и традиционных черт в ней, состояние сбалансированного полиморфизма как в условиях гомеостаза, так и во времена интенсивной эволюции, в ситуации билингвизма и бикультурализма и ряд других ключевых категорий, важных для понимания хода этнокультурных процессов. В заключении книги давалась попытка прогнозирования будущего современной цивилизации, всё более входящей в фазу кумулятивного кризиса. В расширенном и дополненном виде она была опубликована на русском языке американским издательством Edwin Mellen Press под названием «Культуры, традиции и их развитие и взаимодействие» (2002). Третий вариант книги был издан под названием «Силуэты этничности на цивилизационном фоне» в 2012 г.
Важное место в исследованиях С. А. Арутюнова занимали вопросы классификации и развития пищевых систем. Об этом на примере армянской культуры питания Арутюнов писал в книге «Культура жизнеобеспечения и этнос» (1983) и в разделе монографии «Этнография питания народов стран Зарубежной Азии» (1981), где он предложил сравнительную типологию различных пищевых систем и моделей народов азиатского континента. Тему традиционного питания и его изменения в условиях глобализации Арутюнов продолжал и в 2000-х гг. совместно с этнологом Т. А. Ворониной. Ими был организован ряд конференций, посвящённых этим сюжетам, и опубликованы три коллективные монографии: «Традиционная пища как выражение этнического самосознания» (2001), «Хлеб в народной культуре: этнографические очерки» (2004), «Хмельное и иное: напитки народов мира» (2008). Такое внимание к традиционной пищевой культуре объясняется тем, что по мере углубления глобализационных процессов во всём мире такие компоненты, как традиционное жилище и национальный костюм, вытесняются из современного быта, заменяясь обезличенными урбанистическими формами. Нередко выходит из употребления даже родной язык, но национальная кухня сохраняется и приобретает новые декларативные знаковые и этноинтегрирующие функции.
В своих научных интересах С. А. Арутюнов не ограничивается только исследованием конкретных проявлений этнической специфики и их сочетанием с общемировыми глобальными цивилизационными тенденциями, но и постоянно размышляет о том, какое направление эти тенденции принимают сегодня и в каком направлении следует ожидать их дальнейшего развития. Эрудиция Арутюнова, его опыт включённого наблюдения в самых разных уголках мира и среди как высоко урбанизированных и многомиллионных социумов, так и среди малых этносов, порой находящихся на грани исчезновения, позволило ему исследовать конкретные проявления этнической специфики и их сочетание с общемировыми глобальными цивилизационными тенденциями.
Преподавание и популяризация науки
В течение многих лет С. А. Арутюнов вёл преподавательскую деятельность в различных университетах СССР, России и мира. С 1966 по 2012 гг. с перерывами читал лекционные курсы в МГУ имени М. В. Ломоносова. В 1970–2005 гг. читал лекции по проблемам этнографии и древней истории в Ереванском государственном университете и других вузах Армении. В 1992–2000 гг. читал семестровые курсы, в основном по этнографии и этнополитологии России и стран СНГ, в ряде американских и европейских университетов: Питтсбургском, Джорджтаунском, Брауновском (в Провиденсе, штат Род-Айленд); Стэнфордском, Калифорнийском (в Беркли и в Ирвайне), Аризонском (в Темпе), Аляскинском (в Фэрбанксе); Бернском (Швейцария), Кембриджском (Великобритания). В 1996/1997 учебном году работал в Университете Хоккайдо (в Саппоро, Япония). С докладами и лекциями выступал также в 2009 г. в Сеуле (Республика Корея). Был делегатом конгрессов Международного союза антропологических и этнологических наук (7-й в Москве, 1964; 8-й в Токио, 1968; 9-й в Чикаго, 1973; 10-й в Дели, 1978) и двух Тихоокеанских конгрессов (Токио – Киото, 1966; Хабаровск, 1979), а также многих других международных конференций.
Популяризация этнографических знаний занимает особое место в научной деятельности С. А. Арутюнова. До конца 1980-х гг. он вёл активную лекционную работу, сопряжённую с поездками по всей стране по линии общества «Знание»; в соавторстве с востоковедом Р. Ш. Джарылгасиновой опубликовал в 1991 г. научно-популярную книгу «Япония: народ и культура», читал лекции, в основном на японскую и дальневосточную тематику, в ряде городов РСФСР и других союзных республик, издал несколько популярных книг для чтения в издательстве «Русский язык» («У берегов Ледовитого океана», 1984; её переработанный вариант издан в Японии под названием «Хоккёккэн ни икиру» – «Живущие за Полярным кругом», Токио: Кокусай сюппанся, 1989; «В краю гор, садов и виноградников» в соавторстве с этнологом-кавказоведом В. П. Кобычевым – книга о народах Кавказа, 1987).
Среди учеников С. А. Арутюнова – доктора наук К. Л. Банников, А. О. Булатов, И. В. Кузнецов, С. И. Рыжакова, А. К. Салмин, К. М. Текеев. Всего под научным руководством Арутюнова защитили диссертации более 50 кандидатов и докторов наук.
Награды и премии
Лауреат премии имени Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук (2011). Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2003).