Надеждин Николай Иванович
Наде́ждин Никола́й Ива́нович (псевдонимы Никодим Надоумко и др.) [5(17).10.1804, село Нижний Белоомут Зарайского уезда Рязанской губернии, ныне посёлок городского типа Белоомут городского округа Луховицы Московской области – 11(23).1.1856, Санкт-Петербург], русский литературный критик, журналист, эстетик, этнограф; действительный статский советник (1851). Родился в семье священника. В 1815 г. зачислен в высший класс Рязанского уездного духовного училища, в 1816 г. переведён в семинарию; в 1824 г. окончил Московскую духовную академию. В 1826 г. уволился из духовного звания, поселился в Москве. С декабря 1831 г. ординарный профессор теории изящных искусств и археологии Московского университета. В 1838–1842 гг. жил в Одессе; с 1842 г. на службе в Министерстве внутренних дел в Санкт-Петербурге.
Дебютировал в печати как поэт и переводчик (1828). Первые литературно-критические выступления – статьи «Литературные опасения за будущий год» (1828), «Сонмище нигилистов» (1829) и др., содержавшие нападки на романтизм, сразу привлекли к Надеждину внимание, вызвав в его адрес резкую критику (А. С. Пушкин, О. М. Сомов, Н. А. Полевой). Эстетические взгляды Надеждина, отразившие влияние немецкой философии, в частности Ф. В. Шеллинга, нашли последовательное выражение в его диссертации «О происхождении, природе и судьбах поэзии, называемой романтической» (опубликована отдельной книгой на латинском языке: «De origine, natura et fatis poeseos, quae romantica audit»; два фрагмента на русском языке: «О настоящем злоупотреблении и искажении романтической поэзии» и «Различие между классическою и романтическою поэзиею, объясняемое из их происхождения», все – 1830). Надеждин рассматривал развитие художественного творчества как движение от объективного, обращённого к изображению «внешней жизни» классического, античного искусства к субъективному «миру чисто духовных ощущений» романтизма (его период, по мнению Надеждина, завершился на рубеже 16 в.) и далее – к гармонии «вещества» и духа в синтетическом искусстве Нового времени. Явления, не укладывавшиеся в эти рамки, например, западноевропейский классицизм, новейший романтизм, Надеждин считал «поддельным» классицизмом и лжеромантизмом. Идеи Надеждина, способствуя формированию теории реализма, оказали заметное воздействие на В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, И. А. Гончарова, А. А. Григорьева.
С 1831 г. Надеждин издавал журнал «Телескоп» с приложением газета «Молва», в которой начал свою литературно-критическую деятельность В. Г. Белинский. В 1836 г. за публикацию первого «Философического письма» П. Я. Чаадаева журнал был закрыт, а Надеждин сослан в Усть-Сысольск (ныне г. Сыктывкар). В январе 1838 г. Надеждин переведён в Вологду, в апреле прощён; вернулся в Санкт-Петербург. Оставив журналистику, он обратился к занятиям историей, географией [статьи «Об исторической истине и достоверности», «Опыт исторической географии русского мира» (обе 1837), книга «Геродотова Скифия, объяснённая чрез сличение с местностями» (1842) и др.], а также этнографией и фольклористикой. Статья Надеждина «Народная поэзия у зырян» (1839) – одно из первых исследований фольклора народов России. Большое значение для становления отечественной этнографии имел труд «Об этнографическом изучении народности русской» (1847; прочитан как доклад в РГО в ноябре 1846), где Надеждин впервые концептуализировал понимание её предмета и задач. Отводя этнографии роль самостоятельной науки гуманитарного цикла, Надеждин подверг ревизии устоявшееся представление о её родстве с географией. Объектом этнографии считал не культуру, как в большинстве современных ему концепций, а народы, не только «первобытные», «дикие», но и современные («цивилизованные»). Предполагал комплексное изучение народа, а не только фольклора. Выделял три части «народоописательной науки» – «лингвистическую этнографию», «физическую этнографию», «психическую этнографию», что придавало ей статус интегральной дисциплины. В докладе 1846 г. и в подготовленной Надеждиным анкете по сбору этнографического материала 1847 г. впервые была профессионально поставлена проблема русской этничности: Надеждин выступал сторонником узкой, исключающей концепции нации, подразумевая, что вестернизированная космополитичная элита в русский народ не входит, т. е. критерий исключения был не социальным, а культурным. Среди других произведений Надеждина: статья «Письмо из Вены о сербских песнях» (1841), книга «Исследование о скопческой ереси» (1845).
Член-соревнователь (1829), действительный член (1847) Общества истории и древностей российских; председатель Отделения этнографии РГО (с 1848).