Миллер Всеволод Фёдорович
Ми́ллер Все́волод Фёдорович [7(19).4.1848, Москва – 5(18).11.1913, Санкт-Петербург; похоронен в Москве], российский филолог, фольклорист, языковед, этнограф, археолог, востоковед; академик Петербургской академии наук (1911).
Сын поэта, переводчика и издателя Ф. Б. Миллера, из обрусевших немцев. Окончил историко-филологический факультет Московского государственного университета (1870). Изучал санскрит и древнюю историю Востока в Германии, Франции, Чехии. С 1877 г. в Московском университете (профессор с 1886). Председатель этнографического отдела Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (с 1881), президент этого общества (с 1889); хранитель Дашковского этнографического музея в Москве (1884–1897), директор Лазаревского института восточных языков (1897–1911). Член Общества любителей российской словесности (с 1872), Императорского Московского археологического общества (1875), Общества истории и древностей российских (1887).
В. Ф. Миллер – глава и крупнейший представитель исторической школы в русской фольклористике; основной объект его исследований – русский эпос. Усматривал первообразы былин в древнерусских исторических песнях, создававшихся по горячим следам событий в бассейне среднего Днепра и его восточных притоков. По мнению Миллера, их слагали профессиональные певцы, сосредоточенные вокруг князя и его дружины. Позднее свой вклад в эпическое творчество внесли казаки, скоморохи и калики; севернорусские крестьяне явились только хранителями эпоса, усвоенного их предками. Миллер отметил связь бытующей в 19 в. эпической традиции с Новгородской землёй и её колонизационными потоками (Олонецкая и Архангельская губернии, Сибирь). В механизме сложения былин Миллер отмечал два параллельных процесса: историзацию (сказочные сюжеты «прикрепляются к историческим именам и историческим временам») и поэтизацию («историческая песня, имевшая сюжетом реальное событие, теряет под влиянием поэтического вымысла свой исторический характер, смешиваясь с чисто сказочными сюжетами» // Миллер В. Ф. Экскурсы в область русского народного эпоса. М., 1892. С. 194–195). Отмечал, что содержание эпоса запечатлело пестроту разных социальных слоёв и исторических обстоятельств. Широко привлекая летописи, исторические и литературные памятники, Миллер разработал принципы соотнесения сюжетов и героев устных эпических произведений с реальными событиями и лицами. Занимался филологическим анализом русских былин и исторических песен. Он раскрыл историю создания и эволюции многих произведений русского эпоса, дал анализ технических приёмов его сложения.
Исследовал историю, культуру и языки народов Кавказа, куда совершил несколько поездок для сбора лингвистических, фольклорных, этнографических и археологических материалов. Ему принадлежит первая серьёзная попытка систематического изучения древностей Чечни. Заложил научные основы исследования грузинских летописей и эпоса «Амираниани». Основоположник научного осетиноведения; создал труды по языку, фольклору, культуре и истории осетин и их предков [«Осетинские этюды» (части 1–3, 1881–1887)], первую историческую грамматику осетинского языка. «Die Sprache der Osseten» (1903), изданный после смерти автора «Осетинско-русско-немецкий словарь» (т. 1–3, 1927–1934), внёс вклад в освещение происхождения нартского эпоса. Автор работ по татскому языку (лексика, грамматика, морфология, фонетика). Составил рецензии практически на все вышедшие при его жизни «Сборники материалов для описания местностей и племён Кавказа».
Издавал в 1879–1880 гг. (совместно с М. М. Ковалевским) журнал «Критическое обозрение», в 1885–1888 гг. – «Сборник материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском этнографическом музее». Один из основателей, составитель и редактор журнала «Этнографическое обозрение» (с 1889).