Гендерная антропология
Ге́ндерная антрополо́гия, научное направление в рамках социально-культурной антропологии, применяющее категорию «социального пола» для анализа культурных практик этнических и социальных групп. Пол рассматривается гендерными антропологами как инструмент социальной детерминации и стратификации, наравне с классом, возрастом, этносом, религией.
Антропологи 19 в. полагали, что социальные и политические различия между мужчинами и женщинами были «естественными». Лишь на рубеже 19–20 вв. первые женщины-антропологи (Э. Каннингем-Флетчер, М. Кокс-Стивенсон, Ф. Т. Денсмор), как правило самоучки, обратили внимание на то, что эти различия следует особо описывать и изучать. Часто они были жёнами «профессиональных антропологов», помогали своим мужьям в исследованиях в качестве переводчиц и транскрипционисток. Огромный вклад в изучение культурных различий между полами внесла антрополог-новатор, «мать» феминистской и гендерной антропологии М. Мид. В своих исследованиях 1930–1960-х гг. она настаивала на том, что пол при рождении относительно фиксирован, а значения и поведение, связанные с половыми различиями, сильно вариабельны, как и идеалы женственности и мужественности. Даже в рамках отдельных социальных групп они конструируются культурами народов: биологически заданное может подвергаться и постоянно подвергается культурным преобразованиям и манипуляциям.
Возникновение гендерной антропологии как самостоятельного научного направления, как и гендерной истории, определяется социально-политическим контекстом конца 1960-х гг. – движением «новых левых», поставивших под сомнение систему ценностей прежних поколений, молодёжной и студенческой революцией 1968 г., сексуальной революцией, второй волной феминизма. Феминистски ориентированные теоретические основания научного анализа нашли в гендерной антропологии своё развитие в доказательстве отличия между полом как биологической данностью и гендером как культурной изменчивостью. Разделение труда и различные роли, связанные с половой принадлежностью, перестали восприниматься как биологически предопределённые и потому малоизменчивые.
Первые курсы по гендерной антропологии (называвшейся тогда «антропологией женщин») были прочитаны М. Росальдо и Дж. Коллир в Стэнфордском университете (США) в 1971 г. В 1970-х гг. крупнейшими центрами гендерной антропологии стали (и остаются поныне) американские университеты в Кембридже (штат Массачусетс), Нью-Йорке и Анн-Арборе (штат Мичиган). В них изучались технологии воспроизводства отношений между полами как отношений господства и подчинения, андроцентричные основания большинства мировых культур.
В конце 1970-х гг. теоретические подходы, разработанные в рамках «антропологии женщин», подверглись пересмотру. Акцент сместился с изучения опыта «белых» женщин среднего класса как «нормы» к концептуализации интересов неевропейских женщин. Проблемы гендерной антропологии перестали уравниваться с изучением и защитой прав именно и только женщин: особое внимание привлекла, вслед за женственностью, мужественность, возникли «мужские исследования» (men’s studies), вызывавшие поначалу такое же пренебрежение и насмешки, что и исследования женщин (women’s studies). Началось изучение всего спектра гендерных категорий, включая андрогинность, трансвестизм в различных культурных контекстах. Возникли квир-исследования. Антропологическое изучение гендера стало включать изучение дискурса власти, знания и социального действия, порожденного взаимодействием между мужчинами и женщинами в обществе.
В 1980–1990-х гг. «чёрные» и «цветные» феминистки создали т. н. постколониальное направление гендерной антропологии. Оно стремится разоблачить имидж «восточной женщины» как бесправной, пассивной жертвы традиции, формулирует новые приоритетные вопросы для изучения (как конструируется знание о женщинах? на каких языках пишутся тексты о них, с помощью какого методологического инструментария? кто контролирует этот процесс?), заставляет исследовать стереотипы и властные отношения в культуре, к которой относится сам антрополог. В отличие от традиционной антропологии гендерная антропология отвергает стремление к научной объективности. Она выдвигает как императив сопереживание (эмпатию) исследуемому, противопоставляет «империалистичности» (стремлению исследователя поставить себя в положение постороннего наблюдателя, подобно тому как «белый» путешественник наблюдал за «варварами-туземцами») инсайдинг (insiding) – умение помещать себя «внутрь» исследуемого явления, а «монументализму» (стремлению описывать наиболее типическое и общее) – казуальный анализ и изучение влияния событийного фактора.
Современная гендерная антропология охватывает множество тем, стоящих на стыке биологического и культурного, в том числе специальное изучение женской телесности, особенностей сексуального поведения женщин, мужчин и представителей ЛГБТ, поскольку оно пересекается с культурными, медицинскими, экономическими и другими влияниями или подвергается их воздействию. Другим полем пересечений дисциплин в гендерной антропологии является изучение различий в женском и мужском дискурсах (способах говорить и рассказывать о себе), в особенностях запоминания и фиксации пережитого в устных и письменных рассказах, что сближает гендерную антропологию с гендерной лингвистикой и гендерной психологией, фольклористикой, этнографией, культурными исследованиями.
C 1988 г. в Американской антропологической ассоциации имеется специальное подразделение – Ассоциация феминистской антропологии – и собственное издание «Феминистская антропология». В России единственным центром, объединяющим гендерных антропологов, является Центр гендерных исследований в Институте этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. Сотрудники центра входят, вместе с другими коллегами-гуманитариями, в межрегиональное общественное объединение «Российская ассоциация исследователей женской истории» и в Российский национальный комитет Международной федерации исследователей женской истории. Их исследования апробируются в журнале «Женщина в российском обществе» (индексирован в Scopus).