Дуров Лев Константинович
Ду́ров Лев Константи́нович (23.12.1931, Москва – 20.8.2015, там же; похоронен на Новодевичьем кладбище), российский актёр, режиссёр, заслуженный артист РСФСР (1974), народный артист РСФСР (1982), народный артист СССР (1990).
Внучатый племянник А. Л. и В. Л. Дуровых.
В школьные годы занимался в драматической студии при Дворце пионеров Бауманского района (педагог С. В. Серпинский). В 1954 г. окончил Школу-студию МХАТ (курс Г. А. Герасимова и С. К. Блинникова), в 1978 г. – Высшие режиссёрские курсы при ГИТИСе (мастерская А. А. Гончарова).
В 1954–1963 гг. в Центральном детском театре (ЦДТ, ныне Российский академический молодёжный театр). Был ассистентом А. В. Эфроса в спектаклях: «Друг мой, Колька!» А. Г. Хмелика (1959), «Бывшие мальчики» Н. А. Ивантер (1960), «Цветик-семицветик» по В. П. Катаеву, «Перед ужином» В. С. Розова (оба – 1962). Сыграл роли в постановках Эфроса: Афанасий Кабанов («В добрый час!» Розова, 1954), Мальчишка («Мы втроём поехали на целину» Н. Ф. Погодина, 1955), Депо («Сказка о сказках» А. Г. Зака, 1956), царевич Фёдор («Борис Годунов» А. С. Пушкина), Геннадий Лапшин («В поисках радости» Розова, обе – 1957). Среди других ролей: тюремщик Чеснок («Приключения Чиполлино» по одноимённой сказке Дж. Родари, 1955), Сашка («Двадцать лет спустя» М. А. Светлова), Юрка Ковякин («Судьба барабанщика» по А. П. Гайдару, обе – 1956), Виктор («Сказка» Светлова, 1957), Нику Думитран («Ноль по поведению» В. Стоенеску и О. Савы), Репей («Волшебный цветок» Жэнь Дэяо, обе – 1958), Оуэн («На улице Уитмена» М. Вуда), пудель Артемон («Золотой ключик» А. Н. Толстого, обе – 1959), Никита («Неравный бой» Розова, 1960), Вадим («Приключения Кроша» по А. Н. Рыбакову, 1961), Петрушечник («Белеет парус одинокий» по Катаеву), Степан («Женитьба» Н. В. Гоголя, обе – 1963).
В 1963–1967 гг. в Московском театре имени Ленинского комсомола (ныне «Ленком Марка Захарова», пришёл вместе с А. В. Эфросом). Среди ролей: Весёлый гражданин («104 страницы про любовь», 1964), Юра («Снимается кино…», 1965; обе – Э. С. Радзинского), Бутон («Мольер» М. А. Булгакова), Медведенко («Чайка» А. П. Чехова; обе – 1966) и др. В 1964 г. дебютировал как режиссёр. Поставил спектакли «Они и мы» Н. Г. Долининой (1964), «Каждому своё» С. И. Алёшина (1965, оба – совместно с Эфросом) и «Страх и отчаяние в Третьей империи» Б. Брехта (1966, совместно с С. Л. Штейном).
Сыграл свои лучшие роли в постановках А. В. Эфроса на сцене Московского драматического театра на Малой Бронной (с 1967 в труппе театра, пришёл вслед за Эфросом; в 2003–2006 главный режиссёр): Чебутыкин («Три сестры» А. П. Чехова, 1967), штабс-капитан Снегирёв («Брат Алёша» В. С. Розова по мотивам романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», 1972), Тибальд («Ромео и Джульетта», 1970) и Яго («Отелло», 1976) У. Шекспира, Сганарель («Дон Жуан» Мольера, 1973), Владимир Николаевич Пожлаков («Снятый и назначенный» Я. И. Волчека), Жевакин («Женитьба» Н. В. Гоголя, обе – 1975), Кузьма Ковригин («Занавески» М. А. Варфоломеева, 1978), Лепорелло («Продолжение Дон Жуана» Э. С. Радзинского), Ноздрёв («Дорога» В. Балясного по поэме «Мёртвые души» и письмам Гоголя, обе – 1979), Вилли Кларк («Весельчаки» Н. Саймона, 1982), Касьян Глушков («Вы чьё, старичьё?» по Б. Л. Васильеву, 1984), Мсье Лебонз («Оркестр» Ж. Ануя, 1985), Роман Карачун («Левый мастер» А. М. Буравского, 1987), Пинский («Жиды города Питера» А. Н. и Б. Н. Стругацких, 1991), Генерал Иволгин («Бесстыжая», «Рыцарь бедный» и «Русский свет», театральная трилогия по роману Достоевского «Идиот», 1995), Эзоп («Лиса и виноград» Г. Фигерейду, 2000), Макс Глюк («Кавалер роз» И. Н. Нестроя, 2005), Нат («Я не Раппопорт» Э. Гарднера, 2008), Просперо («Буря» Шекспира, 2011) и др. Характерный актёр, наделённый комедийным и драматическим дарованием, даже в небольших ролях умел полно раскрыть образ, сочетая чёткость социальных характеристик с детальной психологической проработкой.
В Театре на Малой Бронной поставил спектакли: «Обвинительное заключение» Н. В. Думбадзе (1977), «Жестокие игры» А. Н. Арбузова (1979), «А всё-таки она вертится» А. Г. Хмелика (1981), «Золушка» Е. Л. Шварца (1983), «Концерт по заявкам» Л. А. Корсунского (1984), «Оркестр» Ж. Ануя (1985), «Ксантиппа и этот, как его…» С. И. Алёшина (1988), «После бенефиса» (сценическая фантазия по мотивам произведений А. П. Чехова и спектаклей А. В. Эфроса, 1989), «Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах» А. Н. и Б. Н. Стругацких (1991), «Лес» А. Н. Островского (1992), «Полонез Огинского» Н. В. Коляды (1994), «Дорога в Нью-Йорк» Л. А. Малюгина (1996), «Страсти по Торчалову» Н. И. Воронова (1997), «Лиса и виноград» Г. Фигейреду (2000, сыграл Эзопа), «Дети?!» по пьесе «Дети Ванюшина» С. А. Найдёнова (2003) и др.
С 1993 г. работал также в московском театре «Школа современной пьесы». Среди ролей: Мужчина («Всё будет хорошо, как вы хотели» С. И. Злотникова, 1993), Лев Толстой («Миссис Лев» С. Б. Коковкина, 1995), Сорин («Чайка» А. П. Чехова, 1999; «Чайка» Б. Акунина, 2001).
Участвовал в антрепризе: Полоний («Гамлет» У. Шекспира, Театр Антона Чехова, 1994).
В 1996 г. выпустил курс актёров в Школе-студии МХАТ.
С 1954 г. активно снимался в кино. Начиная с первых ролей в кино – Михаил Самохин («Гость с Кубани»), Яша Козырев («Доброе утро», обе – 1955), создал образ человека нервного, беспокойного, но при этом упрямого в достижении целей. Выразительность образам придавала напряжённая, суетливая интонация. Герои Дурова балансируют на грани неуверенности и убеждённости. К постижению человеческой природы их приводят, как правило, ситуации парадоксальные, трагикомические. Среди ролей: Сотрудник госбезопасности («Девять дней одного года», 1961), Милиционер («Я шагаю по Москве», 1963), Кутайсов («Время, вперёд!», 1965), Ивашов («Иду искать»), Редактор («Чёрт с портфелем», обе – 1966), Петренко («Морские рассказы», 1967), Маркуша («Севастополь», 1970), Гусев-Лебедев («Ехали в трамвае Ильф и Петров», 1971), Старший сержант («Большая перемена», 1972–1973), Сергей Михайлович («Калина красная»), Лёня («Облака», обе – 1973), Рябиков («Странные взрослые», 1974), Ангел («Ольга Сергеевна», 1975), Олешунин («Красавец-мужчина», 1978).
Вторая ипостась творчества актёра – роли маргиналов, деклассированных элементов, лишённых нравственного чувства: бандит Малютка («Високосный год», 1961), рецидивист Рыба («Ко мне, Мухтар!», 1964), Пассажир в метро («Лебедев против Лебедева», 1965), трубач Гаврила («Егор Булычов и другие», 1971), могильщик Дёрдлс («Тайна Эдвина Друда», 1980) и т. д. Вершинными в этом ряду стали образы преданного своему хозяину и лишённого личностного сознания холуя по кличке Рафинад («Вся королевская рать», 1971) и воображающего себя демиургом ничтожества Клауса («Семнадцать мгновений весны», 1973).
Уже в молодом возрасте Дуров начал исполнять характерные роли пожилых людей – наивных «хитрованов»: Мельник («Бумбараш», 1971), егерь Мазаев («Заячий заповедник», 1973), столяр Лука («Каштанка», 1975), Сосед («По семейным обстоятельствам», 1977) и т. д.
В 1980-х гг. стал одним из самых востребованных советских актёров, органично переходя на главные роли и открывая в своих героях неоднозначность («Не бойся, я с тобой!», «Прощание», оба – 1981; «Не ждали, не гадали», 1982; «Зачем человеку крылья», «Успех», оба – 1984; «Рассказ барабанщика», 1985; «Клад», 1988).
Активно снимался в постперестроечную эпоху. Среди лучших ролей этого периода: Ростовщик («Кроткая», 1991), Бывший космонавт («Сирота казанская», 1997), сумасшедший старик Яков («Не послать ли нам… гонца», 1998), Григорий Петрович («Луной был полон сад», 2000, приз Московского международного кинофестиваля, в том же году).
Озвучивал игровые и анимационные фильмы.
Лауреат премии «Хрустальная Турандот» в номинации «За честь и достоинство» (2006).
Награждён орденами: Дружбы (1996), «За заслуги перед Отечеством» 4-й (2002) и 3-й (2011) степени.