Джонни То
Джо́нни То (англ. Johnnie To Kei-Fung, кит. 杜琪峰, пиньинь Dù Qífēng) [род. 22.4.1955, Гонконг (Сянган)], гонконгский кинорежиссёр и продюсер, один из самых успешных деятелей гонконгского кинематографа 1990–2010-х гг. Реформировал жанр криминального триллера, соединив в своём творчестве авторский и коммерческий кинематограф.
Семья и карьера на телевидении
Джонни То родился в большой семье, в общей сложности у него шесть братьев, по старшинству он четвёртый. Его отец работал на складе кинотеатра Tung Lok, что позволяло То бесплатно смотреть демонстрировавшиеся там фильмы. Как и многие гонконгские режиссёры своего поколения, То начал свою карьеру в кино на телеканале TVB, дочерней структуре крупнейшей кинокомпании Гонконга – Shaw Brothers. После школы То в поисках работы попал на TVB простым курьером и настолько увлёкся телевидением и кино, что в 1975 г. пошёл на актёрские курсы при канале. Снявшись в небольших ролях нескольких сериалов, он понял, что его больше привлекает работа за камерой, и устроился ассистентом режиссёра, после чего переквалифицировался в исполнительные продюсеры, которые в Гонконге тех лет выполняли функции, близкие к режиссёрским.
Джонни То стал одним из штатных продюсеров и режиссёров TVB и во второй половине 1970-х гг. снимал для телеканала сериалы, за год выдавая от 20 до 30 часов материала. Первый полнометражный фильм То назывался «Загадочное дело» (碧水寒山奪命金, англ. «An Enigmatic Case», 1980) и представлял собой смесь уся-боевика и исторического детектива с подчёркнуто авторским визуальным стилем. Снятый ещё в 1978 г. фильм добрался до кинопроката лишь в 1980 г. и не только не снискал коммерческого успеха, но и разочаровал самого автора: итоговый результат убедил То в нехватке опыта для работы в большом кино. Тогда То вернулся на TVB (Axmaker. 2004).
Через несколько лет Джонни То пригласили в сериал «Легенда о героях-кондорах» («The Legend of Condor Heroes», 1983) по одному из самых популярных и неоднократно экранизированных китайских уся-романов. Версия То считается одной из самых удачных, благодаря чему он стал востребованным режиссёром TVB. В последующие годы как ведущий режиссёр То выпустил ещё несколько экранизаций китайской уся-классики – «Герцог Оленьей горы» («The Duke of Mount Deer», 1984), «Летающий лис Снежной горы» («The Flying Fox of Snowy Mountain», 1985) и «Генералы семьи Ян» («The Yang’s Saga», 1985).
Карьера в большом кино
Талант Джонни То не остался незамеченным, и популярный актёр, продюсер и режиссёр Рэймонд Вонг пригласил его снять третью часть цикла «Счастливый призрак» («Happy Ghost 3», 1986). Фильм вошёл в десятку самых кассовых гонконгских релизов года, и Вонг предложил То продолжить работу для Cinema City – на тот момент одной из самых успешных гонконгских киностудий, специализировавшихся на комедиях и мелодрамах. Так То снял романтическую комедию «Зуд седьмого года» («Seven Year Itch», 1987), за которой последовала комедия «Восьмое счастье» («The Eighth Happiness», 1988) с Чоу Юньфатом в главной роли, по итогам года ставшая главным лидером гонконгского бокс-офиса.
Уже после «Восьмого счастья» в гонконгский прокат вышел боевик «Большое дело» («The Big Heat», 1988), в титрах которого режиссёрами числились Джонни То и Эндрю Кам. Сам То не считал фильм полноценно своим проектом, поскольку присоединился к нему после того, как Кам уволился, сняв почти половину фильма, проработал над ним несколько месяцев и, по сути, просто выполнял указания продюсера Цуй Харка, известного своим жёстким креативным контролем (Axmaker. 2004). Коммерческий успех «Восьмого счастья» позволил То обсудить с владельцами Cinema City давно вынашиваемый им проект – семейную драму «Всё об А Лонге» («All About Ah-Long», 1989), главные роли в которой исполнили Чоу Юньфат и тайваньская актриса Сильвия Чан. К тому времени Чан, с которой То успел поработать на «Зуде седьмого года», прославилась благодаря участию в одном из самых популярных циклов Cinema City – серии приключенческих боевиков «Безумная миссия» («Aces Go Places», 1982–1997). «Все об А Лонге» стал кассовым хитом (четвёртое место в списке лидеров гонконгского проката 1989) и одним из главных номинантов на Гонконгскую кинопремию в 1990 г.: фильм удостоился девяти номинаций, включая лучшую режиссуру, хотя приз получил только Чоу Юньфат как лучший актёр.
Продюсеры Cinema City попытались повторить успех фильма «Всё об А Лонге» в комедийном жанре. Взяв за основу сюжеты голливудских ромкомов «Поездка в Америку» («Coming to America», 1988, режиссёр Дж. Лэндис) и «За бортом» («Overboard!», 1987, режиссёр Г. Маршалл), они поручили Джонни То снять комедию про богача, бросающего всё и устраивающегося на работу в закусочную, под названием «Веселье, удача и богач» («The Fun, the Luck and the Tycoon», 1990). Главные роли в фильме вновь сыграли Чоу Юньфат, Сильвия Чан и юный актёр Вонг Кван Юэнь, игравший и в «Восьмом счастье», и в «Всё об А Лонге». Расчёт оправдался – фильм вошёл в десятку самых кассовых премьер 1990 г.
Начало 1990-х гг. было отмечено ещё несколькими удачными режиссёрскими работами Джонни То. Скромные результаты приключенческих комедий «Королевский негодяй» («Royal Scoundrel», 1991) и «Счастливая встреча» («Lucky Encounter», 1992), а также исторического боевика «Босоногий» («The Bare-Footed Kid», 1993) уравновешивались большими сборами криминальной драмы «Налётчики на казино 2» («Casino Raiders 2», 1991), молейто-комедий «Правосудие моей пятки» («Justice, My Foot!», 1992) и «Безумный монах» («Mad Monk», 1993) со Стивеном Чоу в главной роли, а также комикс-боевика «Героическое трио» («Heroic Trio», 1993).
В 1994 г. у Джонни То не вышло ни одного фильма – режиссёр взял перерыв, чтобы переосмыслить свою карьеру. Вернувшись на TVB, он снял для телеканала несколько телефильмов, а затем кинопрокатный триллер «Любить тебя» («Loving You», 1995), который во многом предвосхитил его будущий стиль, оказавшись мрачным, но наполненным иронией и любовью к своим несовершенным героям.
Создание студии Milkyway
В 1996 г. Джонни То совместно с Вэй Ка-Фаем основал собственную кинокомпанию Milkyway Image, на которой начал производство формально жанрового, но при этом подчёркнуто авторского кино, снятого под влиянием гангстерских фильмов Ж.-П. Мельвиля, нуара, Куросавы Акиры и Кинга Ху. Первой работой студии стал криминальный триллер «Холодная кровь» («Beyond Hypothermia», 1996), поставленный бывшим ассистентом То – Патриком Люном. За ним последовали «Последнее правосудие» («Final Justice», 1997), «Слишком много способов стать первым» («Too Many Ways To Be Number 1», 1997, режиссёр Вэй Ка-Фай) и «Лишний умрёт» («The Odd One Dies», 1997, режиссёр Патрик Яу). Ни один из этих фильмов не стал кассовым хитом – в год передачи Гонконга Китаю и в разгар экономического кризиса зрители неохотно шли в кинотеатры на мрачные криминальные драмы, свой отпечаток накладывало и видеопиратство. Сам То в этот год снял сравнительно успешный приключенческий экшен про пожарных «Линия жизни» («Lifeline», 1997), по итогу года получивший шесть номинаций на Гонконгскую кинопремию в 1998 г. и одержавший победу в двух из них.
В 1998 г. на Milkyway вышло три фильма: «Самая длинная ночь» («The Longest Nite», 1998, режиссёр Патрик Яу), «Будь готов к неожиданностям» («Expect the Unexpected», 1998, режиссёр Патрик Яу) и «Герои не умирают» («A Hero Never Dies», 1998, режиссёр Джонни То). Каждый из них стал классикой жанра, но ни один не смог покорить гонконгский бокс-офис. Позже стало известно, что все три фильма Milkyway, режиссёром которых числился Яу, снимал сам То. Разочарованный стилем работы Яу, который начинал с позиции ассистента, То отстранял его от съёмок и завершал фильмы самостоятельно, но сохранял его фамилию в титрах, чтобы не портить коллеге дальнейшую карьеру.
Финансовое положение студии усугублялось глубоким кризисом, в котором оказалась вся гонконгская киноиндустрия поэтому Джонни То и Вэй Ка-Фай решили немного изменить подход к производству. Не отказываясь от мрачного авторского кино, они попытались разнообразить репертуар за счёт более легкомысленных романтических и приключенческих фильмов. Так, в 1999 г. То снял для Milkyway романтический детектив «Время кончается» («Running Out of Time», 1999) о противостоянии полицейского следователя и обаятельного мошенника, который болен неизлечимой формой рака. Фильм вошел в десятку гонконгского бокс-офиса, и с этого момента То и Вэй стали чередовать авторское и зрительское кино, постепенно сближая эти направления. Так, снятые То «Миссия» («The Mission», 1999) и «Путь хорошего человека» («Where a Good Man Goes», 1999) не стали кассовыми хитами, зато были тепло приняты критиками и успешны на фестивалях, а мелодрама «Нуждаюсь в тебе» («Needing You», 2000), ромком «Любовь на диете» («Love on a Diet», 2001) и фэнтези-комедия «Ву Йен» («Wu Yen», 2001) заняли первое, второе и четвёртое места бокс-офиса 2000–2001 гг. В 2001 г. из пяти самых кассовых гонконгских фильмов года три были сняты на студии Milkyway.
Джонни То чередовал работу в фильмах разных жанров. За комедиями «Дух рождества» («Fat Choi Spirit», 2002) и «Я вижу левым глазом привидений» («My Left Eye Sees Ghosts», 2002) последовали мелодрамы «Любовь на все времена» («Love for All Seasons», 2003) и «Поверни налево, поверни направо» («Turn Left Turn Right», 2003), криминальная драма «Патрульные» («PTU», 2003), фантасмагорический триллер «Закон кармы» («Running on Karma», 2003), боевик «Горячие новости» («Breaking News», 2004) и посвящённая дзюдо трагикомедия «Бросок вниз» («Throw Down», 2004).
В середине 2000-х гг. Джонни То нашёл свою тему, снимая криминальную драму «Выборы» («Election», 2005), посвящённую разборкам в мире гонконгских триад. Несмотря на подчёркнуто авторский стиль, фильм ждал коммерческий успех, так что в следующем году То продолжил гангстерскую тему «Выборами 2» («Election 2», 2006), а следом снял сиквел «Миссии», получивший название «Отверженные» («Exiled», 2006). В 2007 г. он выпустил триллер «Безумный следователь» («Mad Detective», 2007), а затем ещё два криминальных триллера – «Воробей» («Sparrow», 2008) и «Месть» («Vengeance», 2009), принципиально разные по настроению. Лёгкий «Воробей» повествовал о группе обаятельных воров и аферистов, тогда как в «Мести» с французским музыкантом и актёром Дж. Холлидеем в роли бандита, разыскивающего в Макао убийцу семьи его дочери, То вернулся в мрачный депрессивный мир «Миссии» и «Отверженных».
К концу 2000-х гг. имя Джонни То и бренд Milkyway стали известны и популярны за пределами Гонконга. Новые фильмы То охотно брали в свои программы крупные кинофестивали (шесть его работ участвовали в Каннском кинофестивале, четыре – в Венецианском, «Воробей» был включён в конкурс Берлинского кинофестиваля), они выходили в международный кинопрокат и выпускались на видео во многих странах мира, включая Россию.
Карьера в материковом Китае
В начале 2010-х гг. Джонни То начал покорение материкового Китая – сначала с ромкомом «Не разбивай мне сердце» («Don’t Go Breaking My Heart», 2011), который был снят в Гонконге, но по законам копродукции с Китаем, а затем с триллером «Нарковойна» («Drug War», 2013). Последним фильмом То доказал, что даже с цензурой материкового Китая, особенно непримиримой ко всему, что касается работы полиции, можно снять успешный экшен-триллер. Тепло в материковом прокате был встречен и романтический триллер «Слепой детектив» («Blind Detective», 2013), главные роли в котором исполнили гонконгские суперзвёзды Энди Лау и Самми Чэн. Ориентация на китайский рынок не помешала То снять остросоциальную сатиру на нравы современного Гонконга «Жизнь без принципов» («Life Without Principle», 2011), удостоенную семи номинаций на Гонконгскую кинопремию и шести – на тайваньскую премию «Золотая лошадь» в 2012 г.
В 2014 г. Джонни То снял сиквел «Не разбивай мне сердце 2» («Don’t Go Breaking My Heart 2», 2014), вошедший в тридцатку самых кассовых фильмов материкового проката. Следом он попробовал себя в жанре мюзикла, сняв «Офис» («Office», 2015), в котором вновь свёл в дуэте Чоу Юньфата и Сэмми Чэн. Этот эксперимент не нашёл отклика у зрителей ни в Гонконге, ни в Китае, поэтому То вернулся к жанру криминального триллера с фильмом «Трое» («Three», 2016) – камерной, но остросюжетной историей о влиятельном гангстере, следящем за ним полицейским инспектором и враче-нейрохирурге, которая оказалась втянута в их противостояние после того, как гангстера привезли в её больницу с огнестрельным ранением головы. Также То спродюсировал для Milkyway триллер «Три яда ума» («Trivisa», 2016, режиссёры Джевонс Ау, Вики Вонг и Фрэнк Хуэй), но из-за острой тематики фильм не попал в китайский прокат, ограничившись только Гонконгом.
За «Троих» Джонни То получил очередную номинацию на Гонконгскую кинопремию как лучший режиссёр – в общей сложности уже 18-ю (из них лишь три увенчались победой – за «Миссию», «Патрульных» и «Выборы»), а «Три яда ума» взяли пять наград Гонконгской кинопремии в 2017 г., включая призы за лучший сценарий, лучшую режиссуру и лучший фильм года. С этого момента То стал существенно менее продуктивен как режиссёр и как продюсер. Хотя во 2-й половине 2010-х гг. на кинорынках и в прессе было анонсировано сразу несколько его проектов (включая триквел «Выборов»), за последующие четыре года он поставил лишь спортивную драму «В погоне за мечтой» («Chasing Dream», 2019) и одну новеллу в альманахе «Септет: История Гонконга» («Septet: The Story of Hong Kong», 2020), посвящённом Гонконгу.
Джонни То женат на Хуан Баолин, с которой познакомился ещё на актёрских курсах TVB (5Seestar. 2016). Они поженились в 1978 г., детей у пары нет.